У дисертації досліджується проблема формування емоційно-вольової надійності підлітків у виконанні вокально-хорових творів, яка є актуальною для музично-освітньої практики як в Україні, так і в Китаї.
Конкретизовано поняття «емоційно-вольова надійність підлітків», розкрито теоретичні та практичні аспекти формування цього феномена у процесі вокально-хорового навчання учнів.
Визначено критерії та показники сформованості емоціно-вольової надійності підлітків, розроблено комплекс методів діагностики сформованості досліджуваного феномена. Доведено ефективність формування емоційно-вольової
надійності підлітків у процесі виконання вокально-хорових творів за умов створення сприятливого психологічно-комфортного середовища навчального процесу на хорових заняттях; активізації емоційно-вольових проявів учнів у процесі вокально-хорової роботи; стимулювання до творчої активності підлітків у процесі виконання вокально-хорових творів.
Розроблена і експериментально перевірена методика формування емоційно-вольової надійності підлітків у виконанні вокально-хорових творів, що передбачає послідовність проведення педагогічної роботи згідно організаційно-адаптаційного, емоційно-стимулювального, самостійно- регулятивного етапів.
Експериментально доведено ефективність комплексу методів та прийомів поетапного формування емоційно-вольової надійності підлітків у виконанні вокально-хорових творів (психологічної підтримки; образної концентрації; самоконтролю, самооцінки та саморегулювання емоційного стану; вольової витримки; хорової театралізації; створення ситуації успіху; презентації власних можливостей у виконанні вокально-хорових творів; рефлексивного осмислення власних думок і почуттів у виконанні вокально-хорових творів).
Ефективність методики підтверджено позитивною динамікою формування рівнів сформованості емоційно-вольової надійності підлітків у виконанні вокально-хорових творів, що дає підстави підкреслити її доцільність та перспективність застосування для підвищення якості музичного навчання учнів підліткового віку в умовах загальноосвітніх шкіл.
В диссертации исследуется проблема формирования эмоциональноволевой надежности подростков в исполнении вокально-хоровых произведений, которая актуальна для музыкально-образовательной практики как в Украине, да и в Китае.
Конкретизировано понятие «эмоционально-волевая надежность подростков», раскрыты теоретические и практические аспекты формирования этого феномена в процессе вокально-хорового обучения учащихся.
Определены критерии и показатели сформированности эмоционально-волевой надежности подростков, разработан комплекс методов диагностики сформированности исследуемого феномена.
Доказана эффективность формирования эмоционально-волевой надежности подростков в процессе исполнения вокалыю-хоровых произведений при условии создания благоприятной психологически комфортной среды учебного процесса па хоровых занятиях; активизации эмоционально-волевых проявлений учащихся в процессе вокально-хоровой работы; стимулирования к творческой активности подростков в процессе исполнения вокально-хоровых произведений.
Разработана и экспериментально проверена методика формирования эмоционально-волевой надежности подростков в исполнении вокально-хоровых произведений предусматривает последовательность проведения педагогической работы согласно организационно-адаптационного, эмоционально-стимулирующего, самостоятельно-регулятивного этапов.
Экспериментально доказана эффективность комплекса методов и приемов поэтапного формирования эмоционально-волевой надежности подростков в исполнении вокально-хоровых произведений (психологической поддержки; образной концентрации; самоконтроля, самооценки и саморегулирования эмоционального состояния; волевой выдержки; хоровой театрализации; создание ситуации успеха; презентации собственных возможностей в исполнении вокально-хоровых произведений; рефлексивного осмысления собственных мыслей и чувств в исполнении вокально-хоровых произведений).
Эффективность методики подтверждена положительной динамикой уровней сформированности эмоционально-волевой надежности подростков в исполнении вокально-хоровых произведений, что свидетельствует о целесообразности и перспективности применения для повышения качества музыкального обучения учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательных школ.
In the thesis the issue of forming teenagers’ emotional and volitional reliability during the performance of vocal and choral works is studied. This issue is relevant for music and educational practice not only in Ukraine, but also in China.
The concept “teenagers’ emotional and volitional reliability” is determined, the theoretical and practical aspects of forming this phenomenon in the process of vocal and choral training are revealed.
Criteria and indicators of formation of teenagers’ emotional and volitional reliability are defined, a set of methods for diagnosing the formation of the phenomenon under study is developed.
The efficiency of forming teenagers’ emotional and volitional reliability during the performance of vocal and choral works is proved provided that favorable psychological environment for the learning process in choral classes is made; students’ emotional and volitional manifestations in choral and vocal activities are intensified; teenagers’ creative activity while performing vocal and choral works is promoted. The methodology of forming teenagers’ emotional and volitional reliability during the performance of vocal and choral works is developed and experimentally verified. The methodology includes the sequence of pedagogical work according to the organizational and adaptive, emotional and stimulating, and self- regulatory stages.
The efficiency of a set of methods and techniques of forming teenagers’ emotional and volitional reliability during the performance of vocal and choral works is proved (psychological support; image concentration; self-control, self-esteem and self-regulation of the emotional state; volitional endurance; choral dramatization; creating success situations; presenting teenagers’ own abilities during the performance of vocal and choral works; reflexive comprehension of teenagers’ own thoughts and feelings while performing vocal and choral works).
The efficiency of the methodology is confirmed by the positive dynamics at levels of formation of teenagers' emotional and volitional reliability during the performance of vocal and choral works, it proves expediency and prospects of implementing this methodology education into comprehensive schools to improve the quality of students’ music.