У дисертації досліджено проблему формування музично-стильових уявлень, розвиток яких вважається необхідним для продуктивної інтерпретаторської діяльності майбутніх учителів музики.
Ґрунтуючись на теоретичному дослідженні феномену стилю та функцій уявлень у пізнавальних процесах, конкретизовано зміст поняття “музично-стильові уявлення”, визначено їх структурні компоненти: емпіричний, аналітичний, креативний, операціональний; розкрито специфіку становлення даних уявлень в інструментально-виконавській підготовці майбутніх учителів музики. Розроблено та застосовано у педагогічному експерименті систему критеріїв і показників сформованості музично-стильових уявлень, виявлено педагогічні умови, що забезпечують ефективність їх формування у студентів музичних факультетів.
Створено, експериментально перевірено методику поетапного формування музично-стильових уявлень майбутнього вчителя музики та апробовано змістовно-компонентну модель їх формування в процесі інструментально- виконавської підготовки.
В диссертации исследуется проблема формирования музыкально-стилевых представлений, развитие которых необходимо для успешной интепретаторской деятельности будущих учителей музыки.
В результате анализа научно-методической литературы установлено, что проблема стиля является одной из актуальнейших в современной музыкальной науке. Вместе с тем, в сфере стилевой проблематики остаётся нерешенным ряд вопросов, таких как: изучение механизмов осознания стилевых явлений, корригирование процессов познания феномена стиля, поиск путей реализации когнитивно-познавательного потенциала стилевого подхода в исполнительской деятельности.
В процессе исследования рассмотрено содержание понятия «музыкальный стиль», «представление». Конкретизировано понятие «музыкально-стилевые представления», определена их компонентная структура, функциональные качества, значимость в инструментально-исполнительской деятельности. Формирование музыкально-стилевых представлений рассматривается в диссертации как один из способов оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя музыки. Обобщение теоретических и эмпирических данных дало возможность выявить негативные тенденции, тормозящие развитие музыкально-стилевых представлений студентов музыкальных факультетов: ограниченность учебно-исполнительского репертуара, стихийность приобретения стиле-слухового опыта, бессистемность теоретических знаний относительно стилевых явлений, декларативность стилевого подхода в инструментально-исполнительской интерпретации, неразвитость стилевой техники, отсутствие навыков трансляции музыкально-стилевых представлений.
Осмысление выявленных проблем способствовало определению педагогических условий, способствующих интенсификации процесса формирования музыкально-стилевых представлений. К ним отнесено: целенаправленное формирование умения восприятия музыкально-стилевых явлений; использование стилевого анализа в процессе работы над музыкальным произведением; развитие исполнительской техники в контексте определённых стилевых систем. В ходе диагностирующего эксперимента выделены критерии и определены уровни развития музыкально-стилевых представлений, конкретизирована их качественная характеристика.
Разработана и экспериментально проверена методика поэтапного формирования музыкально-стилевых представлений, направленная на развитие представлений от фрагментарных к целостным, от отдельных до обобщённых, от репродуктивных до продуктивных. Апробирована содержательно-компонентная модель формирования музыкально-стилевых представлений, включающая приоритетное развитие компонентов музыкально-стилевых представлений, поэтапную актуализацию соответствующих принципов, методов и приёмов обучения, варьирование педагогических ситуаций, использование факторов оптимизации формирования музыкально-стилевых представлений.
Основой формирования музыкально-стилевых представлений выступили принципы информационного обеспечения обучения, постепенного расширения сферы самостоятельного обучения, разнообразия форм и видов деятельности. Сущность стилевого феномена, познание которого требует наличия стилевого окружения, обусловила приоритетность принципа организации учебного материала на основе полистилистики и сравнения в течение всех этапов эксперимента, что дало возможность решить проблему подбора учебно-исполнительского репертуара студентов, обеспечить активное постижение музыкально-стилевых явлений в процессе их сопоставления.
В диссертации обоснована эффективность изучения стилистически ярких произведений, повторного исполнения репертуара, использования коллективных форм обучения; доказана целесообразность варьирования форм работы в инструментальном классе на основе комбинаторики. Закономерности становления музыкально-стилевых представлений предопределили приоритетность отдельных методов их развития на соответствующих этапах эксперимента: метода интонационно-стилевого постижения музыки
(первый этап), метода стилевого анализа (второй этап), метода выполнения творческих заданий (третий этап). Поэтапное внедрение данных методов в сочетании с другими методами, приёмами, формами экспериментального обучения направлено на интенсификацию развития музыкально-стилевых представлений будущих учителей музыки.
Анализ результатов исследования позволил констатировать позитивные сдвиги в развитии музыкально-стилевых представлений студентов, выявив существенные изменения в их художественном развитии: расширение стилевого кругозора, овладение методом стилевых аналогий, приобретение навыков самостоятельной интерпретации музыкальных произведений разной стилевой принадлежности, обогащение арсенала стилевой техники, освоение разнообразных способов трансляции музыкально-стилевых представлений. Полученные результаты подтвердили эффективность предложенной методики.
The problem of formation of musical-style ideas, whose development is considered necessaiy for productive interpretational work of future teachers of music are researched in the dissertation. Basing on theoretical reseach of the phenomenon style and functions of ideas in cognitive process, essence of the notion “musical-style ideas” has been concretisized in the dissertation along with defining their structural constituents (empiric, analytical, creative, operational). Also the peculiarities of forming these ideas in instrumental-performing training of future teachers of music have been revealed. The system of criteria and the indexes of the level of the capedness of musical-style ideas has been worked out and used in pedagogical experiments. Also some pedagogical conditions, which guarantee effectiveness of their forming in the students of music faculties have been revealed; the system of method of stage-by-stage forming of musical-style ideas has been elaborated and experimentally verified and the content- componentional model of their forming in the process of instrumental-performer training has been approbated.