Дисертацію присвячено питанням методики навчання систем
автоматизованого проектування в процесі підготовки майбутніх учителів технологій. В ході опрацювання літературних джерел зроблено ретроспективний аналіз проблеми дослідження, розглянуто етапи розвитку' та становлення технологій автоматизованого проектування, їхні можливості і класифікації; із представленої сукупності визначень “систем автоматизованого проектування” окремо подано авторське визначення “систем автоматизованого проектування в технологічній освіті”; як складову САПР розглянуто сутність таких понять, як: “графіка”, “комп’ютерна графіка”, “проектування”, “моделювання”.
У дисертаційному дослідженні здійснено теоретичне обгрунтування й нове вирішення проблеми навчання систем автоматизованого проектування; розкрито ефективність цього процесу; визначено критерії, показники та рівні готовності використання систем автоматизованого проектування; розкрито шляхи підвищення рівня готовності майбутніх учителів технологій через удосконалення процесу навчання за спроектованою авторською методикою навчання систем автоматизованого проектування у процесі підготовки майбутніх учителів технологій.
Диссертация посвящена вопросам методики обучения системам автоматизированного проектирования в процессе подготовки будущих учителей технологий. Данная проблема проанализирована в теоретическом и практическом аспектах. На основе анализа определены критерии и уровни готовности будущих учителей технологий использовать САПР.
В процессе работы над литературными источниками сделан
ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы, в частности — этапов развития и становления технологий автоматизированного проектирования, их возможности и различные классификации; наряду с анализом определения “системы автоматизированного проектирования” отдельно рассмотрена сущность понятий, являющихся составляющими систем автоматизированного проектирования, а именно - “графика”, “компьютерная графика”, “проектирование”, “моделирование”.
В исследовании подано авторское определение “системы автоматизированного проектирования в технологическом образовании”, рассматриваемое как полифункциональная система информационно-графических компетентностей, под которыми подразумевается специально организованный педагогический процесс, направленный на повышение уровня готовности будущих учителей технологий осознанно применять программные и аппаратные средства в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Определена структура, содержание и методы обучения системам автоматизированного проектирования будущих учителей технологий. А именно: разработан и адаптирован к учебному процессу спецпрактикум “Системы автоматизированного проектирования в технологическом образовании”, который содержит: учебную программу; интегрированный электронный учебно-методический
комплекс, методические рекомендации по проведению лекций и лабораторного практикума, комплексы задач, тестов, таблиц, графиков, схем. Это позволило существенно повысить уровень готовности будущего учителя технологий самостоятельно, осознанно и рационально организовывать индивидуальную творческую работу по использованию систем автоматизированного проектирования, а также организовать его опытно- экспериментальную проверку.
Как компонент авторской методики обучения системам автоматизированного проектирования будущих учителей технологий с целью повышения уровня их готовности к использованию систем автоматизированного проектирования в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности, разработан и внедрен в учебный процесс интегрированный электронный учебно-методический комплекс “Системы автоматизированного проектирования в технологическом образовании” с учетом содержательных, организационных и эксплуатационных требований, структура которого представлена в виде трех взаимосвязанных частей: дидактическая подструктура, ресурсы сети Интернет, автоматизированная система контроля и оценки уровня готовности будущих учителей технологий использовать системы автоматизированного проектирования.
Спроектированная экспериментальная авторская методика включает целевой, содержательный, операционно-деятельностный, корректирующий и оценочно-результативный компоненты, которые реализовывались на каждом этапе эксперимента: начальном, базовом, интегрально-информатическом и практически-рефлексивном.
Анализ основных терминологических понятий исследования дал возможность сформулировать пять концептуальных положений спроектированной методики обучения системам автоматизированного проектирования будущих учителей технологий в процессе обучения.
The dissertation dedicated to the question of methodics study systems of automated designing during preparation of future teachers of technology. During the processing of literature the author made a retrospective analysis, examined stages of development and establishment of technologies of aided design, their possibilities and classification; with a set of values "systems of computer aided design" individually presented his own definition of "systems of aided design in technological education"; the essence of concepts such as "graphics", "computer graphics", "project", "design" were considered.
In the dissertation implemented the theoretical substantiation and new solution the problems of teaching of system computer aided design, revealed the effectiveness of this process, the criteria, indicators and readiness to use computer aided design, disclosed ways to improve level of readiness of the future teachers of technologies across improving process of learning by experimental method of author's of system aided projecting in the preparation of future teachers of technology.