У дисертації проаналізовано педагогічні проблеми формування виконавського досвіду майбутнього вчителя музики, визначено критерії діагностики сформованості означеного феномену, розроблено модель формування виконавського досвіду в процесі фортепіанної підготовки студентів педагогічних навчальних закладів, створено та експериментально перевірено методику її поетапного впровадження. Доведено, що ефективність поетапного формування виконавського досвіду залежить від взаємодії різних засобів педагогічного впливу: формуючих завдань чотирьох типів, вибору навчального матеріалу зі спеціально розробленого репертуарного списку, фіксації власних надбань в період навчання, аналізу педагогічної діяльності провідних виконавців, вивчення методичної та музикознавчої літератури, творчих занять. Використання цих засобів здійснювалось за допомогою загально-педагогічних та спеціальних методів, що сприяло формування всіх компонентів виконавського досвіду майбутнього вчителя музики.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме - формированию исполнительского опыта учителя музыки в процессе фортепианной подготовки. В научной роботе представлен ретроспективный анализ проблемы формирования исполнительского опыта, раскрыта его роль в успешной деятельности педагога. Кроме того, проанализированы научные подходы к определению понятия «исполнительский опыт», выявлена его специфика и компонентная структура.
В исследовании разработана экспериментальная модель исполнительского опыта педагогов-музыкантов. Она раскрывается как система, которая состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивационно-потребностного, эмоционально-чувственного, информационно-исполнительского,
оценочно-ориентационного. В соответствии с разработанным критериальным аппаратом осуществлено диагностирование представленных компонентов, проанализированы их данные.
В результате констатирующего эксперимента у большинства студентов был выявлен низкий уровень сформированиости исполнительского опыта, что вызвало необходимость кардинального улучшения фортепианной подготовки студентов, усовершенствования методик и технологий.
Теоретически обосновано, что эффективность работы по формированию исполнительского опыта будущих педагогов-музыкантов в процессе фортепианной подготовки обеспечивается следующими педагогическими условиями: расширением музыкального тезауруса, развитием творческой самостоятельности, организации учебно-творческого взаимодействия в классе фортепиано, обеспечения ситуаций успеха в процессе обучения. В диссертации предложена методика поэтапного формирования исполнительского опыта будущих педагогов-музыкантов в процессе фортепианной подготовки, которая предусматривает развитие мотивации к исполнительской деятельности, творческой самостоятельности, индивидуального подхода к студентам с разной довузовской подготовкой.
Первый (информационно-аналитический) этап был направлен на повышение интереса к исполнительской деятельности, определение основных направлений фортепианного развития студентов. В этот период основное внимание уделялось таким методам (учебной дискуссии, обсуждению, ролевым и деловым играм) и формам работы (консультации, лекции, беседы, в процессе которых складывался профессиональный портрет будущего педагога, намечались пути его исполнительского развития). Второй, профессионально-ориентированный этап был нацелен на активизацию эмоциональной сферы студентов; он имел сотворческий характер и заключался в редактировании музыкальных произведений, выполнении формирующих (перцептивномыслительных) заданий, собеседовании по проблемам исполнительского опыта, выступлениях студентов в разных концертных программах. Студентам также предлагалось ознакомление со специальными репертуарными списками, изучение соответствующей методической литературы. Третий этап был ориентирован на самостоятельную работу студентов над музыкальным произведением, которая предполагала поиск собственного исполнительского решения, совершенствование артистических качеств. Важным дополнением к этим заданиям были выступления студентов на конкурсах и фестивалях, участие в музыкальном лектории.
Исследованием установлено, что процесс формирования исполнительского опыта, организованного в соответствии с разработанными педагогическими условиями и построенного по специальной методике, имел положительную динамику. Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на основе количественных и качественных показателей экспериментальных и контрольных групп убедила, что предложенная в исследовании методика обеспечивает эффективное формирование опыта исполнительской деятельности педагогов-музыкантов и может использоваться в процессе фортепианной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов.
The thesis is devoted to the formation of teachers’ experience performing musicians in the process of piano training. Deals with theoretical and methodological aspects of the experience of performing activities, the essence and meaning of «executive experience of the teacher-musician», proved its structural components, pedagogical conditions for its successful formation.
The thesis analyzes the pedagogical problems of formation of experience performing activities defined diagnostic criteria formed definite phenomenon, the model of formation of experience performing teachers-musicians in the process of piano training, created and tested method of phased implementation.