У дисертації запропоновано науково обгрунтовану методику формування критичного мислення старшокласників на уроках інформатики. У дослідженні уточнено поняття «критичного мислення», розглянуто його складові та шляхи їх формування в учнів загальноосвітніх шкіл при навчанні інформатиці. Обґрунтовано доцільність використання прийомів розвитку критичного мислення на різних етапах уроку інформатики. Створено й впроваджено в навчальний процес робочі зошити з розвитку критичного мислення для учнів 9-х, 10-х та 11-х класів, які передбачають реалізацію інноваційних педагогічних технологій та запропонованих прийомів розвитку критичного мислення за умов класно-урочної системи. Результати дослідження впроваджено в навчально-виховний процес загальноосвітніх навчальних закладів.
В диссертации предложена научно обоснованная методика формирования критического мышления старшеклассников на уроках информатики. В исследовании уточнено понятие «критического мышления», рассмотрены его составляющие и пути их формирования у учеников общеобразовательных школ при обучении информатики. Обоснованно целесообразность использования определенных приемов развития критического мышления на разных этапах урока информатики. В работе представлен обзор научно-методической, психологопедагогической и учебной литературы, раскрывающей основные взгляды на проблему формирования критического мышления учащихся, рассмотрены пути формирования критического мышления у старшеклассников при обучении информатики, выделены основные признаки сформированного критического мышления учеников, очерченно роль современных информационнокоммуникационных технологий при формировании критического мышления в процессе обучения, определены особенности курса информатики в условиях новой парадигмы образования. В работе представлена структура критического мышления на основе взаимосвязанных компонентов: мотивационного, обеспечивающего понимание необходимости тех или иных знаний, умений и навыков, сознательную заинтересованность относительно их приобретения, потребность и готовность личности использовать приобретенные знания и умения в познавательной и профессиональной деятельности; смыслового-определенного запаса знаний из тех предметных отраслей, в которых осуществляется деятельность, а также знаний о способах и приемах выполнения действий, о приемах самоконтроля; интеллектуально-процессуального - совокупности специфических умений, навыков и приемов, овладения которыми обеспечивает выполнение действий, характерных для критического мышления; эмоционально-волевого - позитивного отношения и интереса к решаемой задаче, настойчивости, целенаправленности, готовности прилагать усилия для решения поставленной проблемы. Таким образом, общий уровень развития критического мышления зависит от степени сформированности каждого из его компонентов. Урок, направленный на развитие критического мышления учащихся, имеет определенную структуру, отличающуюся от общепринятой. Базовая модель («Вызов - Осмысление - Рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы использования конкретных методических приемов. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а затем на осмысление и обобщение полученных знаний. В процессе эксперимента было установлено, что на каждом этапе урока информатики, направленного на развитие критического мышления, целесообразно использовать определенные приемы. Так, на стадии «вызова» целесообразно использовать такие приемы развития критического мышления как «Мозговой штурм», «Корзину идей, понятий, имен...», «Дерево знаний», «Перевернутые логические цепи», «Перепутанные логические цепочки», «Термин трижды», «Свободное письмо»; на этапе «осмысления» - «Инсерт» («Маркировочная таблица»), «ЗУХ» (знаю, узнал, хочу узнать), «Двойной дневник»; на этапе «рефлексии» - «Круги Венна», «Синквейн» («Сенкан»), «Написание эссе». Некоторые приемы могут быть использованы на любом из этапов урока. К ним можно отнести: «Разбивка на кластеры» («Гронирование»), «Бортовой журнал», «Трехстолбовый дневник» (Концептуальная таблица), «Сюжетные таблицы», «Визуальные формы», «Дискуссионная сетка Алверманна». В основе разработанной в диссертационном исследовании экспериментальной модели методической системы формирования критического мышления старшеклассников лежит система упражнений, отражающая связь между ее соответствующими компонентами и компонентами формирования критического мышления. Система рекомендуемых упражнений исходит0 из общей цели формирования критического мышления, и детализируется в заданиях. Смысловой компонент системы упражнений включает содержание самих упражнений, направленных на формирование навыков критического мышления. Процессуальный компонент представлен совокупностью упражнений, обеспечивающих операциониость формирования критического мышления школьников путем систематического и последовательного их применения. Система заданий разработана в соответствии с формированием каждого из выделенных в работе признаков критического мышления. Результативный компонент характеризуется уровнями сформированности признаков критического мышления. Созданы и внедрены в учебный процесс рабочие тетради по развитию критического мышления для учеников 9-х, 10-х и 11-х классов, предусматривающие реализацию инновационных педагогических технологий и предложенных приемов развития критического мышления в условиях классноурочной системы. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений.
In dissertation the scientifically grounded method of development of critical thought of senior pupils is offered on the lessons of informatics. The concept of «critical thought» is specified in research, it is considered constituents and ways of their forming for the students of general schools. Grounded expedience of the use of different receptions of development of critical thought on the different stages of lesson of informatics. It is created and inculcated in an educational process workings notebooks from development of critical thought for the students of 9th, 10th and 11th classes which foresee realization of innovative pedagogical technologies and offered receptions of development of critical thought at the terms of the class-fixed system. Research results are inculcated in an educational-educate process of general educational establishments.