У дисертаційному досліджені здійснюється спроба аналізу метафізичної проблематики у творчості Людвіга Вітгенштайна. Досліджено контекст формування філософських поглядів Людвіга Вітгенштайна та виявлено, що на них мали вплив погляди А. Шопснгауера, Л. Толстого, Є. Кєркегора, Б. Рассела. Показано, що метафізична проблематика у творчості Л. Вітгенштайна представлена у вигляді метафізики мови (metaphysics naturalis), онтологічної проблематики (mctaphysica generalis) та спекулятивної психології і спекулятивної теології (mctaphysica special is). Встановлено, що структурно філософія розуміється Людвігом Вітгенштайном як поєднання логіки та метафізики. А також, що для дослідження метафізичної проблематики у творчості Людвіга Вітгенштайна є принциповим розмежування на те, що може бути сказане, та те, про що слід мовчати. Показано що наближення поглядів Людвіга Вітгенштайна до поглядів представників логічного позитивізму зорієнтовує на невірне розуміння його відношення до метафізики.
В диссертации сделана попытка анализа метафизической проблематики в творчестве Людвига Витгенштейна. Исследование контекста формирования философских взглядов Людвига Витгенштейна определяет, что на них имели влияние взгляды Артура Шопенгауера, Льва Толстого, Серена Кьеркегора, Бертрана Рассела, Иммануила Канта. Показывается, что понимание взглядов Людвига Витгенштейна как представителя логического позитивизма, ориентирует на неверное понимание его отношения к метафизике. Хотя идеи философа, висказанные в «Логико-философском трактате» оказали влияние на взгляды представителей логического позитивизма, особенно представителей Венского кружка, причем последние не восприняли его «мистическую» часть, которая для автора трактата была очень важной. Взгляды Людвига Витгенштейна и представителей логического позитивизма насходяться и в отношении метафизики. Показывается, что для понимания метафизической проблематики в творчестве Людвига Витгенштейна ключевую роль играет разделение на то о чем можно говорить ясно, и то, о чем следует молчать. Положения естественных наук могут быть высказаны ясно, а метафизика относится к тому, о чем следует молчать. Этика не может быть наукой, поскольку она не прибавляет ничего нового к нашому знанию и понимается как трансцендентальная. Философские высказывания, если их воспринимать как научные, будут лишены смысла, поэтому философия не может быть наукой, она понимается не как теория, а как деятельность, цель которой - достижение ясности. Наука как таковая, только описывающая мир, уступает место метафизике в полноте охватывания бытия. Приведено сравнение «Логико-философского трактата» как работы призваной провести границу между тем, что может быть сказано ясно, и тем, о чем следует молчать, с позитивным и негативным метоадми метафизики, представлсиыми в философии «нового конфуцианства» Фен Юланя. Метафизическая проблематика представлена в творчестве Людвига Витгенштейна в таких ее модусах, как metaphysics naturalis, предстающаяся в виде метафизики языка; metaphysica generalis, представляющаяся онтологической проблематикой, и metaphysica specialis, имеющая вид оригинальной концепции метафизического субъекта, относящаяся к спекулятивной психологии, и взглядами философа относительно понимания Бога и отношения к нему, что составляет спекулятивную теологию. Границы мира, для Людвига Витгенштейна, определяются границами языка. Онтология представленная в «Логико-философском трактате», может быть рассмотрена как функциональная онтология. При этом она является логической онтологией, то есть описанием мира в рамках логического пространства и является несубстанциональной. Метафизический субъект, о котором пишет философ, не является психологическим или эмпирическим, он не является также познающим, мыслящим или представляющим, это не человек, человеческое тело или человеческая душа. Такой субъект не находится нигде в мире, а является его границей. Метафизический субъект нс может влиять на положение вещей, состояние дел в мире и связан с миром только этическим отношением. Метафизический субъект может только проявлять свою волю. Также Людвиг Витгенштейн называет его «философским Я». Бог рассматривается Людвигом Витгенштейном как смысл мира, который находится за пределами мира фактов и нигде в мире не показывается. По этой причине о Нем нельзя говорить ясно, и поэтому следует молчать. Бог придает миру ценность. Верить в Бога - значит понимать вопрос о смысле жизни. Для того, чтобы быть счастливым, нужно находиться в согласии с волей Бога, от которой ты зависишь. В диссертации говорится о том, что для исследования метафизической проблематики в творчестве Людвига Витгенштейна не является принципиальным широко распространенное разделение его творчества на «ранний» и «поздний» периоды, поскольку предмет его философского интереса не изменялся, а изменялся лишь подход, план его рассмотрения, а цель оставалась той же, понимание принципиальных для понимания метафизической проблематики в его творчестве понятий оставалось сходным и в «Логикофилософском трактате», и в «Философских исследованиях».
The research attempts to analyze metaphysical issues in the work of Ludwig Wittgenstein. Context investigated the formation of philosophical views of Ludwig Wittgenstein, and found that their views have influenced the formation of such thinkers as Soren Kierkegaard, Leo Tolstoy, Arthur Schopenhauer, Bertrand Russell and others. It is shown that understanding the views of Ludwig Wittgenstein as a representative of logical positivism, guides on misconceptions of its relation to metaphysics. It is shown that to understand the metaphysical issues in the work of Ludwig Wittgenstein key distinction is that what we can say about that is clear and that we should remain silent. Position science can be expressed clearly and metaphysics refers to what should be silent. Metaphysical issues presented in the works of Ludwig Wittgenstein such as its moduses: metaphysics naturalis, which is represented as a metaphysics of language, metaphysica generalis, represented ontological issues, and metaphysica specialis, which is presented in the form of the original concept of metaphysical entity related to speculative psychology and philosopher views on understanding and relationship with God that is speculative theology.