Дисертація присвячена комплексному аналізу проблем реформування загальної середньої освіти в США 1950-х - 1990-х років. У результаті визначено, що філософсько-методологічною основою розвитку загальної середньої освіти в США є концепція реформаторської педагогіки, яка полягає в практичній спрямованості навчання та виховання. З’ясовано, що еволюція становлення загальної середньої освіти в Америці відбувалася за двома хронологічними періодами: 1) передінформаційного суспільства - кінець XIX - 80-і рр. XX ст. та 2) інформаційного суспільства -90-і рр. XX - початок XXI ст. Охарактеризовано суперечності розвитку загальної середньої освіти в CILIA, що зумовили необхідність реформ, визначено стратегічні завдання стандартизації, диференціації й гуманізації шкільної освіти США, проаналізовано концептуальні засади її модернізації, а також здійснено порівняльно-педагогічну характеристику основних тенденцій розвитку американської та української шкільної освіти в контексті входження в світовий освітній простір, описано досвід творчого застосування позитивного американського досвіду реформування шкільної освіти в Україні.
Диссертация посвящена комплексному анализу проблем реформирования общего среднего образования в США 1950-х- 1990-х гг. В результате определено, что философско-методологические основы развития общего среднего образования в США базируются на реформаторской педагогике, которую отличает практическая направленность обучения и воспитания. Развитие такой образовательной парадигмы способствовало самоутверждению неопрагматизма как абсолютизации принципа самореализации, а также внедрению в школах конституционных положений о правах и свободах человека. Особенностью американской системы образования является индивидуализация обучения, развитие способностей, необходимых для победы в условиях жесткой конкуренции. Эволюция общего среднего образования в Америке происходит в два хронологических периода: 1) прединформационного общества - конец XIX -80-е гг. XX в. и 2) информационного общества - 90-е гг. XX - начало XXI в. Первый период отражает особенности исторического развития США. Реформирование образования в этот период обусловлено, с одной стороны, ревизией последствий реформ, которые осуществлялись ранее, а с другой, -кардинальными изменениями условий общественной жизни во всем мире. В этот период в американском обществе возникли два типа обучения - по академической (элитарная школа) и по профессиональной модели (массовая школа). В связи с этим возникла необходимость разработки единых образовательных стандартов. Ведущим принципом современной образовательной парадигмы становится конструктивизм, под которым понимается изъятие из обучения всего, что мешает лучшему усвоению материала. Во второй период интенсивно ведутся поиски новой модели современной школы. Ведущим документом становится программа "Америка-2000. Стратегия образования", задачей которой является радикальное изменение школы через разработку стандартов, использование тестов, введение системы поощрений, возрождение системы традиционных американских педагогических ценностей, выход на уровень общества и семьи. Реализации этой программы способствовали стандартизация как совокупность четко определенных нормативных требований к содержанию учебных программ, обязательного минимума знаний и умений школьников; дифференциация как расширение перечня учебных предметов и курсов на основе свободного выбора школьника и гуманизация школьного образования как сохранение и развитие моральных и эстетических ценностей, высоких общественных идеалов, которые не подлежат изменениям идеологических парадигм. Отмечается также, что основными составными частями инновационной политики школьной системы образования США становится экологическое образование, современные технологии, гуманитарное образование, поликультурное образование. Результаты диссертационного исследования отражают поиск конструктивных механизмов толерантного единения человеческих сообществ, направленных на сближение Украины и США в сфере образования. Эффективной формой творческого применения положительного опыта образования США в Украине является создание украинско-американских учебных заведений, предоставление возможности выпускникам вузов Украины и США учиться одновременно в аспирантуре обеих стран с получением соответствующих ученых степеней и званий, обмены делегациями учителей, школьников и студентов, профессиональнопедагогический туризм. Проведенный анализ процессов реформирования зарубежной школы показал, что определяющим для образовательной политики школьной системы является решение вопросов централизации и децентрализации в управлении отраслью, обеспечение каждого ученика правом выбора и одинаковыми условиями для получения общего образования независимо от его социально-генетических возможностей, а также условий для непрерывного обучения личности в течение всей жизни, увеличение государственных и частных инвестиций в образование. В контексте реформирования содержания школьного образования новое значение приобретают социально-исторические факты и демократические принципы управления школьной системой образования, осуществляется модификация традиционных программ в соответствии с достижениями современных технологий, актуализируются программы экологического, культурологического, поликультурного направления. Значительное место в методике преподавания общеобразовательных дисциплин принадлежит развивающим образовательным технологиям.
The thesis focuses on the problem of the strategies and tactics of the school education development in the USA in the 50-ies - 90-ies of tire 20th century. It has been determined that the philosophical and methodological backgrounds of general secondary education development in tire USA are based on the reforms in pedagogics which are distinguished by a practical approach of tutoring and education. We have determined that the evolution of the general secondary education in America takes two chronological periods: 1) before informational society - the end of the 19th century - the 80-ies of the 20th century. 2) informational society - the 90ies of the 20th century - beginning of the 21st. There have been described the differences of school education development in the USA which caused the necessity of reforms, tire strategic problems of standardization, differentiation and humanitarization of the general secondary education of the USA, the conceptual fundamentals of modernization are analyzed, and also the pedagogical performance of the main tendencies of development of the American and Ukrainian general secondary education in a context of entry to the global educational space is carried out, the experience of creative application of positive American achievements of reforming school education in Ukraine is specified.