Роботу присвячено проблемі підготовки майбутніх учителів музики до педагогічної практики. Здійснено історико-теоретичний аналіз наукової літератури з досліджуваної проблеми, розкрито зміст та структуру готовності майбутнього вчителя музики до педагогічної практики, виявлено методичні засади її формування, які стосувалися визначення принципів, педагогічних умов та методів роботи. Науково обґрунтовано критерії та визначено рівні сформованості готовності студентів до педагогічної практики в процесі фахової підготовки з позиції структурних компонентів означеного феномену. Розроблено методичну модель підготовки майбутнього вчителя музики до педагогічної практики, яку було впроваджено у навчальний процес вищих навчальних закладів України та Китаю.
Работа посвящена проблеме подготовки будущего учителя музыки к педагогической практике в процессе профессиональной подготовки. Актуальность проблемы обусловлена новыми ценностными ориентациями в системе музыкально-педагогического образования в Китае и Украине, а именно направленностью на совершенствование деятельности высших учебных заведений музыкально-педагогического профиля по подготовке будущих учителей музыки, которые имели бы высокий уровень профессиональной компетентности, духовной и творческой активности. В исследовании проанализирована имеющаяся научно-педагогическая литература и нормативные документы, что позволило выявить особенности становления системы музыкально-педагогического образования в Китае во второй половине XX - начале XXI в., а именно: 1)означенный период стал временем восстановления деятельности высших учебных заведений, организации приема абитуриентов и распределения кадров, налаживания материально-технического обеспечения учебного процесса; 2) главными направлениями совершенствования системы музыкально-педагогического образования Китая стали: а) определение целей учебной и практической подготовки специалистов: б) пересмотр и обновление учебных дисциплин (обязательных и факультативных), установление сроков обучения, порядок приема в вузы; в) создание учебно-методической литературы и учебников; г) повышение профессионального уровня педагогов вузов; д) конкретизация задач и направлений научных исследований, научно-методическая разработка проблем музыкально-педагогического образования; 3) развитие реформы высшего музыкально-педагогического образования в Китае по двум основным направлениям: овладение компьютерными технологиями и освоение материала дисциплин с помощью компьютерных технологий; 4) повышение интереса научнопедагогической элиты к образовательным тенденциям других стран мира, использование иностранного опыта в формировании системы музыкальнопедагогического образования с учетом китайской специфики. В работе сущность подготовки будущих учителей музыки к педагогической практике в высших учебных заведений определяется как целостная система, которая включает: профессиональные и методические знания и умения, профессионально-педагогические взгляды и убеждения; профессиональную направленность; рефлексию своих достижений; теоретико-методическое и практическое самосовершенствование. В диссертационном исследовании отмечено, что основным показателем эффективности процесса подготовки студентов к педагогической практике есть категория "готовность", которая определяется как сложное личностное образование, многоуровневый и многоплановый комплекс качеств, которые позволяют студентам продуктивно осуществлять музыкально-педагогическую деятельность, и которые проявляются в целях, мотивах, программах, информационных условиях действий и совокупности операционнометодических компонентов деятельности. Анализ особенностей готовности к педагогической практике будущего учителя музыки обусловил выделение основных его структурных компонентов: мотивационно-личностный; компетентно-технологический; рефлексивный. Для изучения состояния сформированности готовности студентов к педагогической практике была разработана система критериев и показателей: мотивационный (показатели: сформированность положительного отношения к музыкально-педагогической деятельности и заинтересованность в ее осуществлении; мотивационная направленность на положительные результаты педагогической практики, желание работать учителем музыки); операционно-технологический (показатели: сформированность системы психолого-педагогических, музыковедческих, методических знаний; усвоение традиционных и инновационных форм, методов и средств музыкального воспитания, ориентация в их специфике; сформированность практических умений и навыков, необходимых для организационно-воспитательной, учебно-воспитательной, музыкально-творческой, научно-методической деятельности); критерий самосознания (показатели: самоанализ своих педагогических и методических действий; самооценка собственной музыкально-педагогической деятельности; самокоррекция и самосовершенствование). Результаты констатирующего этапа исследования позволили выявить недостаточный уровень сформированности готовности студентов к педагогической практике, а также причины, обуславливающие его. В связи с этим в диссертации представлены методические основы формирования указанного феномена, а именно: принципы: осознанной перспективы, последовательности и преемственности учебнопрофессиональной деятельности; взаимосвязи теории и практики; единства психолого-педагогической, методической и специальной музыкальной подготовки; активизации музыкально-творческого потенциала личности; педагогические условия: ориентация процесса обучения на целенаправленное развитие мотивации и волевых качеств студентов в их подготовке к педагогической практике; организация обучения на основе целесообразно отобранного теоретико-методического материала: применение активных методов и приемов обучения, способствующих приобретению опыта музыкально-педагогической деятельности в процессе подготовки к педагогической практике, создают условия для проявления активности, инициативности, самостоятельности студентов; привлечение будущих учителей музыки к проявлению своего творческого потенциала с целью повышения уровня их методической подготовки. Одним из ведущих и эффективных методов формирования готовности к педагогической практике был избран метод микрообучения. Объединив вышеуказанные научные положения, была выстроена методическая модель подготовки будущего учителя музыки к педагогической практике в процессе профессиональной подготовки. В исследовании экспериментально доказано, что для формирования готовности будущего учителя музыки к педагогической практике необходимы: сочетание традиционных и активных методов обучения, личностно-ориентированная направленность учебного процесса, а также психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе обучения. Проверка результативности проведённой экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней сформированности исследуемого явления в контрольных и экспериментальных группах и подтвердила эффективность предложенной методики.
The thesis is devoted to the problem of prospective teachers’ training for teaching practice. Historical and theoretical analysis of the scientific literature on the problem investigated is completed, the content and structure of the prospective music teacher’s readiness for teaching practice is revealed; methodological principles of readiness formation which concern specifying pedagogical conditions, methods and principles of work are singled out. Criteria are scientifically grounded and levels of readiness formation for teaching practice in the process of professional training concerning structural components of the phenomenon are analysed. A methodological model of a prospective music teacher’s preparation for teaching practice was introduced in the educational process of higher educational institutions in Ukraine and China.