Дисертація присвячена проблемі становлення професійно орієнтованих особистісних якостей майбутнього психолога спеціальних закладів освіти. У роботі представлено результати аналізу теоретичних підходів до вивчення зазначеної проблеми й визначено зміст поняття «професійно орієнтовані особистісні якості психолога спеціальних закладів освіти». У відповідності з сучасними науковими тенденціями в психології у структурі досліджуваних якостей виділено когнітивно-рефлексивний, морально- етичний, афіліативно-комунікативний симптомокомплекси. Емпіричним шляхом виявлені особливості прояву кожного з означених симптомокомплексів, встановлені їхні рівні (високий, середній, низький), досліджено динаміку їхніх змін у результаті формувального впливу. Обґрунтовано модель комплексного впливу на становлення професійно орієнтованих особистісних якостей майбутнього психолога спеціальних закладів освіти, розроблено і впроваджено в навчальний процес вищих навчальних закладів систему тренінгових вправ, ефективність яких для розвитку зазначених якостей доведено засобами факторного аналізу.
Диссертация посвящена проблеме становления профессионально ориентированных личностных качеств будущего психолога специальных учреждений образования. В работе представлены результаты анализа теоретических подходов к изучению указанной проблемы, предложено трактование исследуемых качеств в контексте специального образования. Исходя из результатов психолого-педагогических исследований, были выделены структурные компоненты (когнитивно-рефлексивный, морально- этический, аффилиативно-коммуникативный) и критерии профессионально ориентированных личностных качеств будущих психологов указанной категории, на основании которых определены их составляющие (высокий уровень интеллекта, индивидуальный стиль мышления, самостоятельность, интуиция, рефлексия, эмпатийность, сензитивность, альтруизм, нравственность, ответственность, конгруэнтность, афиллиативность, коммуникативность, компетентность, потребность в саморазвитии, самореализации и самоусовершенствовании). В работе представлен комплекс диагностических процедур для изучения указанных качеств личности будущих психологов. Эмпирическим путем определены симптомокомплексы профессионально ориентированных личностных качеств студентов, особенности проявления каждого их компонента, уровни (высокий, средний, низкий); представлены итоги исследования динамики их развития в результате внедрения формирующего эксперимента; раскрыто содержание выявленных составляющих у будущих психологов специальных учреждений образования. Основываясь на выделенных особенностях и уровнях, были обозначены базовые принципы развития профессионально ориентировочных личностных качеств: гуманизации, интеграции, индивидуализации, субъектности, целостности, детерминизма. Результаты факторного анализа экспериментальных данных позволили подтвердить действенность обозначенной структуры профессионально ориентированных личностных качеств будущих психологов специальных учреждений образования, а также выделить наиболее значимые среди них черты: личностно-регулятивные, эмпатические и коммуникативно- организаторские способности, эмоциональную устойчивость, профессиональную идентификацию. Установлено, что среди указанных качеств, влияющих на успешность профессиональной деятельности, значимой является связь между коммуникативными и регулирующими поведение способностями. Теоретически обоснована, разработана и апробирована модель комплексного влияния на становление профессионально ориентировочных личностных качеств будущих психологов исследуемой категории; доказана эффективность тренинговой программы, включенной в учебный процесс высших учебных заведений.
The main problem of dissertation is to establish professionally oriented personal qualities of a future psychologist of specialized educational institutions. The work presents an analysis of theoretical approaches to the study of the problem and defines the concept of "professionally oriented personality of psychologist of specialized educational institutions." According to modern scientific psychology trends in the structure of the studied qualities selected reflexive cognitive, moral ethical, affiliative-communicative symptoms. Empirically discovered peculiarities of each of the indicated symptoms, established their levels (high, medium, low), studied the dynamics of their changes as a result of forming exposure. The model complex influence on the formation of professionally oriented personal qualities a future psychologist specialized educational institutions, developed and implemented in the educational process of higher education system training exercises which efficiency for developing these qualities proved by means of factor analysis.