У роботі деталізовано й обґрунтовано цілісний комп’ютерно-орієнтований підхід до вивчення шкільного курсу математики, спрямований на формування особистісних якостей учня: організаційних, пізнавальних, креативних; уточнено критерії та рівні сформованості особистісних якостей. Дібрано зміст навчального матеріалу математики, відповідний теоретичний та задачний матеріал, зокрема, для поглибленого вивчення математики, педагогічні програмні засоби, комп’ютерно-орієнтовані методи і форми навчання, обгрунтовано принципи побудови системи розвиваючих задач. Розроблено методичні рекомендації щодо використання ППЗ GRAN1, GRAN-2D, GRAN-ЗD, DG у навчальному процесі. У роботі наведено результати педагогічного експерименту, що підтверджують ефективність розроблених компонентів комп’ютерно-орієнтованої методичної системи навчання математики у процесі формування особистісних якостей школяра.
В диссертации рассмотрена возможность формирования личностных качеств учащегося в процессе компьютерно-ориентированного обучения математике. Диссертация состоит из двух разделов. Первый раздел озаглавлен “Психолого-педагогические основы формирования личностных качеств школьника с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения”. Анализ научно-методической литературы, педагогического опыта засвидетельствовал, что формирование личностных качеств школьника важная социально-педагогическая проблема, обусловленная объективными потребностями последующего развития интеллектуального и творческого потенциала общества. Решение проблемы базируется на идеях развития личности, теории развивающего обучения, концепции личностно ориентированного образования, информатизации образования, нуждается в разработке педагогических условий и технологии их соблюдения в процессе компьютерно-ориентированного обучения математике.
Личностные качества детерминированы как обобщенные свойства личности, составляющие четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две на них наложенные - характер и способности. Выделены три группы качеств личности учащегося: организацинно- деятельностные, познавательные (когнитивные) и креативные (творческие). В работе определены критерии и уровни сформированное™ личностных качеств; обоснована возможность и целесообразность формирования качеств учащихся в процессе обучения математике на основе использования современных ИКТ; подтверждена целесообразность проектирования деятельности учащихся по изучению отдельных вопросов теоретического материала с использованием педагогических программных средств (ППC) в соответствии с процессом научного творчества. Разработаны отдельные компоненты компьютерно-ориентированной методической системы обучения математике. Одним из условий формирования личностных качеств является использование в учебном процессе такой компьютерно-ориентированной методической системы обучения математике, на основе которой можно было бы активизировать поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Важна возможность на основе современных ИКТ наглядно подавать сложный для восприятия абстрактный материал, проводить вычислительные эксперименты с созданными учащимися моделями, динамическими чертежами с целью выдвижения гипотез, поиском путей обоснования утверждений, решения творческих, нестандартных задач.
Во втором разделе работы “Методическая система развивающего обучения математике на основе ИКТ” описан детализированный и обоснованный в ходе исследования целостный компьютерно-ориентированный подход к изучению школьного курса математики, направленный на формирование личностных качеств ученика. Подобрано содержание учебного материала по математике, соответствующий теоретический и заданный материал, в том числе, для углублённого изучения математики, педагогические программные средства, компьютерно-ориентированные методы и формы обучения, обоснованы принципы построения системы развивающих задач, разработаны методические рекомендации относительно использования ППС GRAN1, GRAN-2D, GRAN-3D, DG. Предлагается система заданий, усиливающая прикладную направленность обучения. Экспериментальная проверка разработанных компонентов компьютерно-ориентированной методической системы обучения математике подтвердила их положительное влияние на формирование в учащихся личностных качеств и позволила сделать вывод, что предлагаемая информационно-коммуникационная технология обучения может быть использована как личностно ориентированная. Качественный и количественный анализ полученных результатов засвидетельствовал позитивные изменения показателей сформированности в учащихся личностных качеств. Разработаны методические рекомендации для учителей и учеников по внедрению ИКТ, пособие на бумажном и электронном носителях для учителя общеобразовательного учебного заведения по формированию личностных качеств учащихся. В ходе исследования составлена и апробирована программа курса “Информационно-коммуникационные средства обучения математике” для обучения студентов. Разработаны подборки заданий с параметрами, задания для изучения линии “Функции”, построения стереометрических моделей, сечений многогранников плоскостью, прикладных задач, задач практического содержания, задач планиметрии на построение, исследование, доказательство. Предложена подборка компьютерно-ориентированных учебных проектов по математике, разработка по изучению геометрических преобразований с применением ППЗ. Разработанная в ходе исследования система компьютерно-ориентированных заданий внедряется в практику работы школы.
In the thesis it was detalised, cleared out the integral computer-oriented approach is gone into detail to the study of school course of mathematics, directed on forming of personality qualities of student - organizational, cognitive, creative; criteria and levels of formed of personality qualities are specified. It was cavried out the maintename of mathematics, proper theoretical and task material, in particular, for the deep study of mathematics, pedagogical programmatic facilities, computer-oriented methods and forms of studies, were considered principles of construction of the system of developing tasks. The methodical recommendations are developed in relation to the use GRAN1, GRAN-2D, GRAN-3D, DG in an educational process. The results of pedagogical experiments confirm the efficiency of the offered components of the computer-oriented system methodical of studies.