Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Розвиток соціальної активності молоді в умовах соціокультурного середовища села

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Косовець, Василь Іванович
dc.date.accessioned 2021-02-04T14:40:44Z
dc.date.available 2021-02-04T14:40:44Z
dc.date.issued 2009
dc.identifier.citation Косовець Василь Іванович. Розвиток соціальної активності молоді в умовах соціокультурного середовища села : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 - соціальна педагогіка / Косовець Василь Іванович ; [наук. керівник Карпенко Олена Георгіївна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2009. - 23 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/33134
dc.description.abstract У дисертаційному дослідженні визначено особливості соціокультурного середовища села; розкрито суть соціальної активності сільської молоді, окреслено логіку побудови та функціонування моделі соціагтьної активності сільської молоді; подано теоретичний аналіз сучасних підходів до вирішення проблеми соціальної активності молоді; виявлено наявні проблеми соціальної активності сільської молоді; проведено комплексне соціологічне, психологічне та педагогічне дослідження, на основі якого створено модель соціокультурного середовища села, складовими якої стали: змістове наповнення соціокультурного середовища, соціально педагогічні умови та соціально-результативні показники соціальної активності. Розроблено критерії (змістовий, мотиваційний, діяльнісний), показники соціальної активності (прояв інтересу, мотиву і соціальної активності), виявлені рівні їх сформованості (високий, середній, низький) та перевірено ефективність соціально-педагогічних умов і методик щодо підвищення соціальної активності молоді у соціокультурному середовищі села. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено изучению процесса социальной активности молодежи в условиях социокультурной среды села. В работе осуществлен теоретический анализ современных подходов к исследованию проблем социальной активности молодежи, выяснена суть понятий «молодежь», «активность», «социальная активность», «социокультурная среда», уровни социальной активности. Раскрыты основные условия обеспечения социальной активности молодежи, разработаны критерии (смысловой, мотивационный, деятельный), показатели социальной активности (проявление интереса, мотива и социальной активности), обнаружены уровни их сформированное™ (высокий, средний, низкий), проверена эффективность социально-педагогических условий и методик относительно повышения социальной активности молодежи в социокультурной среде села. Социальная среда охарактеризована как сложно организованное многоуровневое образование, где составляющие владеют относительно функциональной автономией один от другого и от целого. Установлено, что инфраструктура социокультурной среды села имеет свои особенности, обусловленные целями, смыслом и особенностями жизнедеятельности жителей села, в частности молодежи. Это: органы местного самоуправления, общественные и молодежные организации, объединения за интересами, образовательные заведения, внешкольные социально-воспитательные заведения, консультативный пункт, медицинский центр, культурно-воспитательный центр, совет актива села, совет старейшин, центр социальной помощи и тому подобное. В теоретической части рассмотрены особенности и направления социальной активности молодежи сельской местности, выделены общие закономерности психолого-педагогического воздействия на уровни социально активности молодежи. В практической части исследования выявлено реальное состояние проблемы социальной активности сельской молодежи, обоснованы методы исследования данного аспекта социальной педагогики, выяснены проблемы сельской молодежи. На основе анализа формирующего эксперимента раскрыты особенности социальной активности молодежи в условиях сельской местности и раскрыты социально-педагогические условия оптимизации данного процесса: активизация интереса молодежи к личностно и социально значимой деятельности, формирование позитивной мотивации к саморазвитию, взаимодействие и взаимосвязь всех составляющих социокультурной среды села, педагогизация социокультурной среды. Установлено, что характер социально-педагогических технологий особенно ярко проявляется в процессе педагогизации социокультурной среды сета, который возможен при условиях: социальной направленности саморазвития личности и развития социальной активности; позитивного отношения сельской молодежи к социокультурной среде, к разным социальным институтам и социальным группам; реального включения молодежи в процесс превращения процесса жизни и социального окружения; возможности реализации собственных инициатив, идей, решений и ответственности за них; овладение технологией проектирования собственной жизнедеятельности; свободной самореализации. Проведено комплексное социологическое, психологическое и педагогическое исследование, на основе чего создана модель социокультурной среды. Составляющими модели являются: смысловое наполнение социокультурной среды, социально педагогические условия и социально результативные показатели социальной активности молодежи. На основе теоретического анализа проблемы и моделирования, нами разработаны критерии и показатели социальной активности молодежи села (анкетирование, наблюдение, включение молодежи в социальную деятельность, метод самоанализа), что позволило выявить три группы респондентов, которых можно соотнести в зависимости от уровней активности: низкий, средний, высокий. Результаты формирующего эксперимента подтверждают решение поставленных заданий и цели научного исследования, эффективность и целесообразность использования в практической работе социального педагога предложенной модели социокультурной среды села и социально-педагогический условий, методов и технологий по повышению социальной активности молодежи села. ua
dc.description.abstract The features of environment of village are certain in dissertation research ; essence of social activity of rural young people is exposed, logic of construction and functioning of model of social activity of rural young people is outlined ; the theoretical analysis of the modern going is given near the decision of problem of social activity of young people; found out the present problems of social activity of rural young people; complex sociological, psychological and pedagogical research is conducted what the model of environment of village, the constituents of which is created on the basis of: the semantic filling of environment, socially pedagogical terms and socially effective indexes of social activity is Developed criteria (semantic, motivational), indexes of social activity (professing interest, reason and social activity), discovered levels of their formed (high, middle, low) and efficiency of socially pedagogical terms and methods is tested in relation to the increase of social activity of young people in environment of village. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject молодь ua
dc.subject соціальна активність ua
dc.subject соціокультурне середовище ua
dc.subject критерії ua
dc.subject показники та рівні соціальної активності ua
dc.subject молодежь ua
dc.subject социальная активность ua
dc.subject социокультурная среда ua
dc.subject критерии ua
dc.subject показатели и уровни социальной активности ua
dc.subject young people ua
dc.subject social activity ua
dc.subject environment ua
dc.subject criteria ua
dc.subject indexes and levels of social activity ua
dc.subject.classification 37.013.42:316.621:316.7-058.232.6-058.81(043.3) ua
dc.title Розвиток соціальної активності молоді в умовах соціокультурного середовища села ua
dc.title.alternative Развитие социальной активности молодежи в условиях социокультурной среды села ua
dc.title.alternative Development social activity of young people in the conditions of the social cultural environment of village ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics