Дисертація присвячена проблемі формування професійної компетентності майбутніх учителів технологій у процесі навчання конструюванню і моделюванню одягу. В процесі дослідження уточнено поняття професійної компетентності учителя технологій та визначено її складові і структуру.
Обгрунтовано та розроблено методику професійної компетентності майбутніх учителів технологій у процесі навчання конструюванню та моделюванню одягу. Визначені концептуальні засади та запропонована модель відповідної методичної системи.
Визначено критерії та рівні сформованості професійної компетентності майбутніх учителів технологій. Експериментальним шляхом перевірено результативність запропонованої методики та відповідної методичної системи.
Исследование посвящено проблеме формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе обучения конструированию и моделированию одежды. В работе проанализированы разные взгляды ученых на понятие «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность учителя» в современных социально-экономических условиях развития общества. На основании данного анализа и изучения практического опыта работы учителей технологий в общеобразовательных учебных заведениях определено толкование профессиональной компетентности учителя технологий как интегрированного профессионального свойства личности, которое одновременно сочетает общекультурные, технико-технологические, политехнические, психолого-педагогические и методические знания, умения, навыки, личностные способности и поведенческие отношения, которые рассматриваются как источник и критерии эффективной творческой педагогической деятельности в системе образования и обеспечивают достижение высоких результатов обучения.
Структура этого понятия тесно связана со спецификой педагогической деятельности учителя технологий. Поэтому автором представлена структура профессиональной компетентности учителя технологий в виде объединенных технико-технологического и психолого-педагогического блоков, опыта практической деятельности, личностных качеств учителя. В свою очередь, к технико-технологическому блоку входят графическая, проектно-конструкторская, технологическая, техническая, информационная, а к психолого-педагогическому - социально-педагогическая, аутопсихологическая, коммуникативная, методическая, учебно-познавательная составляющие.
В диссертации обоснована и разработана методика профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе обучения конструированию и моделированию одежды. Определены концептуальные положения и предложена модель соответствующей методической системы.
Особенностью данной методики является прежде всего необходимость отражения специфики содержания и методов нескольких наук, которые формируют содержание учебных дисциплин, поскольку решение исследуемой проблемы представлены в три этапа: адаптационно-познавательный этап (1,2 курсы обучения) - на базе учебной дисциплины «Практикум с обработки текстильных материалов»; базово-информатический этап (3,4 курсы обучения) - на базе учебных дисциплин «Конструирование и моделирование одежды», «Конструирование и моделирование одежды с элементами САПР»; производственно-опытный (5 курс обучения) - на базе учебной дисциплины «Принципы инженерного проектирования одежды». Во время педагогического эксперимента определены критерии и уровни сформированность профессиональной компетентности будущих учителей
технологий. Формирующий експеримент [эксперимент] был направлен на проверку еффективности [эффективности] разработанной методики формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологий в процессе обучения
конструированию и моделированию одежды и соответствующей методической системы.
Анализ результатов, полученных во время исследования, дает возможность установить тенденцию возрастания динамики формирования составляющих исследуемой компетентности, а в последствии и эффективном формировании и ее самой.
Dissertation is sanctified to the problem of forming of professional competence of future teachers of technologies in the process of studies to constructing and design of clothing. In the process of research the concept of professional competence of teacher of technologies is specified and certainly her constituents and structure.
Reasonably and methodology of professional competence of future teachers of technologies is worked out in the process of studies to constructing and design of clothing. Certain conceptual principles and offer model of the corresponding methodical system.
Criteria and levels of formed of professional competence of future teachers of technologies are certain. An experimental way is test effectiveness of an offer methodology and corresponding methodical system.