У дисертації визначено структуру здібностей до фізики і відповідно до її складових покомпонентно визначено та розглянуто зміст здібностей до фізики, а також розроблено рекомендації щодо розвитку цих здібностей у процесі навчання фізики.
Запропоновано теоретичні і методичні засади роботи з інтелектуально обдарованою учнівською і студентською молодцю з фізики та методичну систему навчання фізики інтелектуально обдарованої молоді, спрямовану па розвиток здібностей молодих людей до фізики в процесі її навчання.
Доведено, що здібності молодої людини до фізики можуть бути розвинені за умови наявності відповідних задатків і схильності особистості до заняття відповідною діяльністю.
Обґрунтовано, що проведення інтелектуальних змагань з фізики у всій їх різноманітності має надзвичайно важливе значення з точки зору створення необхідних умов і стимулювання інтелектуальної діяльності як основи розвитку здібностей.
В диссертации определено, что в контексте исследования наиболее эффективным является деятельностный подход, предусматривающий рассмотрение сущности одарённости в единении трёх компонент: способностей, креативности и мотивации, а понятие одарённости определяется как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. В диссертации определена структура способностей к физике и в соответствии с её составляющими покомпонентно определено и рассмотрено содержание способностей к физике, а также разработаны рекомендации по развитию этих способностей в процессе обучения физике.
Автором предложены теоретические и методические основы работы с интеллектуально одарённой ученической и студенческой молодёжью по физике, основывающиеся на таких общих психолого-педагогических факторах, какими, в частности, являются содержание способностей к физике, условия и методы их развития, основные инварианты учебно-познавательной деятельности интеллектуально одарённой ученической и студенческой молодёжи по физике. Автор делает вывод, что обучение физике одарённых учеников и студентов целесообразно осуществлять в рамках единой методической системы, что позволит обеспечить преемственность в процессе обучения и будет способствовать развитию способностей к физике.
В диссертации описано разработанную автором методическую систему обучения физике интеллектуально одарённой молодёжи. Методическая система представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования, проведения, контроля, анализа и корректирования процесса обучения физике. Все они используются с целью стимулирования учеников и студентов, имеющих соответствующие способности и склонности к изучению физики, создания условий для наиболее полного раскрытия и практической реализации природного потенциала молодых людей, развития их дарований в процессе обучения физике.
Автор доказывает, что способности молодого человека к физике могут быть развиты при условии наличия соответствующих задатков и склонностей личности к занятию соответствующей деятельностью. Занятие физикой, её изучение и практическое применение приобретённых знаний, т. е. именно деятельность, связанная с овладением наукой физикой играет ключевую роль в развитии способностей к физике. Результативность работы с одарённой молодёжью существенным образом зависит от мотивированности этой деятельности, которая в свою очередь определяется потребностью общества в соответствующей деятельности и характеризует уровень зрелости и цивилизованности общества в целом.
В работе обосновано, что соревнования по физике являются достаточно популярными массовыми мероприятиями. Благодаря этому они играют роль мощного стимула познавательной деятельности, мотивируют приобретение молодыми людьми соответствующих знаний (т. е. определяют цель деятельности), а процесс подготовки к соревнованиям определяет содержание и форму приобретения знаний и умений (способ достижения цели). Соответственно проведение интеллектуальных соревнований по физике во всём их разнообразии является чрезвычайно важным с точки зрения создания необходимых условий и мотивирования интеллектуальной деятельности как основы развития способностей. С целью упорядочения и систематизации разнообразных соревнований по физике, имеющих статус вссукраинских и проводящихся па государственном уровне ежегодно, сформирован перечень характеристик, описывающих упомянутые соревнования, что дало возможность сравнить, проанализировать и вычленить характерные особенности соревнований. Также описаны и проанализированы результаты проведения инновационных всеукраинских соревнований по физике, проведение которых было начато по инициативе и при участии автора диссертации, направленных на распространение инновационных форм и методов обучения, развитие способностей одарённой молодёжи к физике и обеспечения преемственности в работе, а именно: Всеукраинских ученических интернет-олимпиад, демонстрационных туров Всеукраинских ученических олимпиад по физике, Всеукраинского физического конкурса “Львёнок”, Всеукраинского
студенческого турнира физиков и других соревнований.
В заключительной части работы представлены результаты педагогического эксперимента, которые подтверждают эффективность разработанной методической системы обучения физике интеллектуально одарённой ученической и студенческой молодёжи.
The dissertation outlines and describes the range of intellectual abilities necessary to engage in study of physics, determines their nature and structure, and provides recommendations concerning development of these abilities in the course of study of physics.
A theoretical and methodical foundation of working with intellectually gifted pupils and students' physics and methodical system of teaching physics to intellectually gifted youth, aimed at development of abilities in young people in the course of study of physics was proposed.
It was proven that a young person’s abilities in physics may be developed if a personality has appropriate disposition and inclination toward engagement in a particular activity.
It was substantiated that intellectual contests in physics in all their diversity have an exceptional importance for creation of the necessary conditions for and stimulation of intellectual activities as the basis for development of human abilities.