Дослідження присвячене проблемі корекції розумової працездатності студентів з ДЦП у навчальній діяльності. Обґрунтовано, розроблено та апробовано систему показників, критеріїв, рівнів розумової працездатності студентів з ДЦП з урахуванням їх фізіологічного стану; розроблено корекційно-реабілітаційну методику покращення розумової працездатності студентів з ДЦП в умовах навчальної діяльності.
Впровадження у навчальну діяльність методики корекційно-реабілітаційної роботи забезпечує гуманне мікросоціальне середовище, побудоване на ситуаціях успіху, в якому створено умови для самореалізації, підвищення статусу студента, значущості його особистого внеску у вирішення спільних завдань. При впровадженні цих технологій створюються найбільш сприятливі умови для забезпечення інтегрованої освіти.
Результати впровадження корекційно-реабілітаційної методики покращення розумової працездатності студентів з ДЦП у навчальній діяльності підтвердили її переваги.
Диссертация посвящена проблеме коррекции умственной работоспособности студентов с детским церебральным параличом в условиях учебной деятельности. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что существующие способы коррекции требуют усовершенствования и обновления в связи с увеличением количества студентов с инвалидностью.
Установлено, что в условиях умственных нагрузок утомление зависит от уровня адаптации функциональных систем организма, интенсивности поступления информации.
В исследовании проанализирована сущность понятия «умственная работоспособность», уточнена структура и компоненты умственной работоспособности студентов с нормальным онтогенезом и студентов с детским церебральным параличом.
Выделены критерии и уровни (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) умственной работоспособности студентов с детским церебральным параличом в зависимости от физиологического состояния. Разработана, обоснована система оценивания умственной работоспособности с учетом физиологического состояния; методика коррекционно-реабилитационной роботы по улучшению умственной работоспособности студентов с детским церебральным параличом в условиях учебной деятельности.
Введена поэтапная методика развития умственной работоспособности студентов с детским церебральным параличом в учебной деятельности. Сформулированы специальные педагогические условия для студентов из детским церебральным параличом, нацеленные на повышение эффективности учебной деятельности. Разработаны инновационные проблемно-модульные программы, которые раскрывая социально-функциональную роль каждого, четко определяют психолого-дидактичное содержание совместной деятельности преподавателя и студента на каждом этапе функционирования учебного модуля, обеспечивают развитие набора культурных функций личности с её ментальным опытом и потенциалом. Детальная технологизованность модульно-развивающего процесса на уровнях отдельного учебного курса, смыслового модуля и мини-модуля; уменьшение ежедневных учебных нагрузок; гармонизация системы личностной готовности студентов с детским церебральным параличом с помощью специальных психолого-педагогических мероприятий; оптимизация индивидуального познавательного процесса;
профессиональная деятельность преподавателя дают возможность в деталях проектировать учебный процесс в формах развивающего педагогического взаимодействия. Предложенные психолого-педагогические методы и приемы, направленные на повышение мотивации студентов с детским церебральным параличом к учебе привели к позитивным изменениям внутренней мотивации студентов с детским церебральным параличом, существенно повлияли на уровень развития умственной работоспособности, уровень сформированости знаний, навыков и умений студентов.
The thesis is devoted to the problem of correction of mental working capacity in students with CCP in educational activity. The system of criteria evaluation of students with CCP according to their physiological state was scientifically substantiated, worked out and approbated for the first time; a corrective and rehabilitative program for improvement of mental working capacity in students with CCP under the conditions of educational activity was worked out and substantiated. The program is based on such methods as physical rehabilitation, massage, treating physical culture, social rehabilitation, social integration.
The results of the corrective and rehabilitative program implementation showed an improvement in mental working capacity of students with CCP and proved its advantages over commonly accepted programs. Students who were taught according to the author’s program improved their indices of mental working capacity, such as the speed of visual information perception (by 7,21%), time of doing sums (by 7,92%); coefficient of exactness (by 6,1%); long lasted memory (by 7,14%); coefficient of productiveness (by 6,1%). Certain indices, such as the number of mistakes and the time of one sign analysis, declined by 19,61 and 2,72%, respectively (r<0,005-0,001), and it also proves the program effectiveness.