Роботу присвячено дослідженню теоретичних і практичних аспектів підготовки вчителів початкових класів до педагогічно виваженого використання інформаційно-комунікаційних технологій у навчанні дітей з вадами здоров’я, зокрема з порушенням зору, в умовах інклюзивного навчання. Показано, що для досягнення високого рівня професійної підготовки сучасний учитель початкових класів повинен володіти спеціальними (тифлоінформаційними) компетентностями. Розкрито сутність системи тифлоінформаційних компетентностей, розроблено методичну систему їх формування і відповідний навчальний курс. Розроблено методичний підхід до побудови комп’ютерно-орієнтованої системи навчання учнів початкових класів з порушенням зору, що ґрунтуєгься на таких положеннях: адаптивне середовище навчання і друковані та програмні дидактичні матеріали мають відповідати особливостям зору й розвитку дитини; комп’ютер повинен використовувати тільки вчитель; спрямованість навчання має бути корекційно-розвивальною. Експериментальна перевірка довела ефективність розробленсї методичної системи підготовки вчителів і доцільність використання нової комп'ютерно-орієнтованої методичної системи навчання школярів з порушенням зору.
В работе рассматриваются теоретические и практические аспекты подготовки учителей начальных классов к педагогически выверенному использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с отклонениями в развитии и состоянии здоровья, в частности с нарушением зрения, в условиях инклюзивного обучения.
Показано, что для достижения высокого уровня профессиональной подготовки современный учитель начальных классов должен обладать специальными (тифлоинформационными) компетентностями — способностями сознательно и педагогически обоснованно использовать ИКТ в процессе обучения детей с нарушением зрения, а также для личностного и профессионального саморазвития. Раскрыта суть системы тифлоинформационных компетентностей, достаточных для поддержки обучения в начальных классах детей с нарушением зрения.
Разработана методика формирования тифлоинформационных компетентностей учителей начальных классов, основанная на общедидактических принципах и формах организации обучения в вузе, а также на применении дидактических методов интерактивного обучения. Методика направлена на формирование знаний, умений и навыков по предмету «ИКТ в обучении учащихся начальных классов с нарушением зрения» у студентов педагогических специальностей и учителей начальных классов.
В соответствии с известными подходами к разработке адаптивной среды обучения, дидактическими принципами индивидуально-дифференцированной и коррекционно-развивающей направленности сформулировано понятие адаптивной среды обучения (АСО) на уроках с ИКТ-поддержкой и разработана методика ее формирования. К важнейшим характеристикам АСО отнесены, в том числе: время непрерывной зрительной нагрузки; размер шрифтов и экранных объектов; место ученика в классе; контрастность, яркость и цветовая гамма изображения; использование специализированных дидактических средств, рекомендованных для целевой категории детей.
Для применения в учительской практике разработана классификация нарушений зрения у детей, использование которой позволяет на основании учета особенностей зрения оперативно определить для каждого ребенка набор наиболее подходящих аппаратных и программных средств обучения.
Проведена оценка факторов отрицательного влияния педагогически не выверенного использования компьютера на здоровье детей. Показано, что наличие у младших школьников нарушений зрения следует считать прямым противопоказанием к использованию ребенком компьютера на уроках.
Разработаны методические рекомендации для подготовки дидактических материалов с печатной основой, а также требования к прикладным программным средствам (ППС) для учащихся начальных классов с нарушением зрения, в которые включен блок требований обеспечения доступности, а также требования к безопасному коррекционно-направленному обучению.
В результате педагогического эксперимента установлено, что применение нового методического подхода к использованию компьютерно-ориентированных систем обучения, основанному на АСО детей с нарушением зрения, позволяет повысить продуктивность обучения и снизить вероятность дальнейшей потери зрения. Эффективное обучение детей с нарушением зрения возможно при использовании печатных материалов и ППС, соответствующих разработанным требованиям.
На основании результатов педагогического эксперимента с группой учителей доказана эффективность применения новой компьютерно-ориентированной методической системы формирования тифлоинформационных компетентностей учителей начальной школы.
The work presented here investigated theoretical and practical aspects of elementary school teachers training for pedagogically correct use of information-communication technologies in education of children with disabilities, especially with visual impairment, under conditions of inclusive education. It was proved that elementary school teacher should have special (typhloinformation) competences for improving his own professional level. The system of 15 competences was described, the methods of teachers training and corresponding educational course were elaborated. Furthermore, the methodical approach of computer-oriented system of education of children with visual impairment was developed. The new approach is based on following regulations: use of adaptive education environment, use of adapted copy-books and programs corresponding to visual and developmental features of each child; use of computer as a special didactic teacher’s tool; strengthening of correctional-developmental direction in education. The experimental check has shown effectiveness of the elementary school teachers training by developed methods.