У дисертаційному дослідженні розглянуто питання підготовки митців музичного мистецтва до сценічної діяльності, конкретизовано зміст і структуру виконавської надійності музикантів-інструменталістів, яку ми трактуємо не як вроджену, а як набуту їх інтегральну властивість, спрямовану на безпомилкову і точну реалізацію уявної інтерпретаційної моделі музичних творів у звичних та емоціогенних умовах прилюдних виступів. Визначено критерії, внутрішні й зовнішні макро- і мікропоказники означеного феномена та рівні його сформованості. Виявлено інноваційні методи і прийоми вдосконалення якості підготовки концертної програми, підвищення міри здатності музикантів-інструменталістів до саморегуляції виконавського процесу та їх завадостійкості до негативної дії стресорів. Представлено чотири групи алгоритмів, змістовність яких грунтується на вихідних положеннях запропонованої методики цілеспрямованого формування виконавської надійності інтерпретаторів. Описано механізми педагогічного управління. процесом реалізації цих алгоритмів. Висвітлено результати експериментальної перевірки дієздатності розробленої методики у процесі інструментальної підготовки учнів дитячих музичних шкіл та студентів мистецького профілю вищих навчальних закладів усіх рівнів акредитації.
В диссертации рассмотрены вопросы подготовки музыкантов-исполнителей к сценической деятельности, конкретизирована сущность структурно-функциональной модели исполнительской надёжности инструменталистов, определены критерии и уровни её сформированности, обоснован новый теоретико-методический подход к формированию обозначенного феномена, представлена экспериментально проверенная эффективная методика достижения высокой результативности деятельности на основе инновационных методов и приёмов подготовки исполнителей к публичным выступлениям. Исполнительская надёжность музыкантов-инструменталистов - это не врождённое, а приобретённое интегральное качество личности, направленное на безошибочную и точную реализацию интерпретационной модели музыкальных произведений в обычных и эмоциогенных условиях публичных выступлений. Указанный феномен зависит от качества подготовки концертной программы, способности инструменталистов к саморегуляции процесса исполнительской деятельности и сформированности помехоустойчивости. Овладение как можно большим количеством текстовых и исполнительских компонентов музыкальных произведений с определением, запоминанием и воспроизведением оптимальной эмоциональной насыщенности каждого эпизода мелодикоритмической линии в гибком интонационно-фразовом развитии согласно стилевому авторскому замыслу с учётом индивидуальных особенностей чувственной сферы инструменталистов составляет основу подготовки концертной программы. Направление их усилий на одновременное восприятие оптимального количества атрибутов контроля, которое соответствует пропускным возможностям каналов прямой и обратной связи, повышает способность к саморегуляции процесса исполнительской деятельности. Игнорирование и нивелирование дезорганизующего влияния стрессоров на процесс сценической деятельности, выдержка действия сильных, внезапных и длительных стрессоров, а также успешность оказания им сопротивления обеспечивают четырёхвекторное проявление помехоустойчивости музыкантов-инструменталистов. В представленной работе изложены четыре группы алгоритмов, содержательность которых основывается на положениях разработанной методики целенаправленного формирования исполнительской надёжности музыкантов-инструменталистов. Структуру первой группы алгоритмов составляет совокупность исполнительских действий и помыслов, обеспечивающих становление обозначенного феномена в период ознакомления с музыкальными произведениями, второй - его развитие во время работы над их материалом, третьей - формирование четырёхвекторной помехоустойчивости в процессе непосредственной репетиционной подготовки к сценической деятельности, четвёртой — закрепление достигнутого уровня исполнительской надёжности музыкантов-инструменталистов предконцертной, концертной и послеконцертной эмоциогенностью условий. Описаны механизмы педагогического управления реализацией этих алгоритмов. Освещены результаты экспериментальной проверки эффективности разработанной методики в процессе инструментальной подготовки учащихся детских музыкальных школ и студентов искусствоведческого направления высших учебных заведений всех уровней аккредитации. В результате исследования уставлено, что направленность внимания музыкантов-инструменталистов на звуковые признаки новой информации нивелирует восприятие локальных характеристик зрительной стимуляции. Глобальные признаки как зрительных, так и слуховых информационных конфигураций обрабатываются раньше, чем локальные. Семантической репрезентации подлежат не только физические свойства нотной и звуковой стимуляции, но и воспринятая во время кодирования информация исполнительских действий. Процессуальное сохранение музыкальной информации в долговременной памяти инструменталистов значительно эффективнее декларативного, поскольку предполагает запоминание не каждого отдельного соотношения между двумя, тремя и более признаками рисунков нотных или звуковых конфигураций, а их группировками. Зрительные и слухо-моторные представления непосредственно создают такие условия для музыкально-исполнительской деятельности, как и восприятие изначальной визуальной стимуляции. Источником развития исполнительского мастерства музыкантов-инструменталистов являются вторичные образы атрибутов контроля, формирование которых происходит как во время работы над произведениями или усовершенствования технической оснащенности, так и в процессе непосредственной репетиционной подготовки к сценическим выступлениям. Программирование усовершенствованной функциональной модели атрибутов контроля основывается на интеграции, дополнении и когнитивной трансформации воспринятых признаков стимуляции. Самонастройка инструменталистов на воспроизведение вторичных образов атрибутов контроля без их оценивания и коррекции улучшает сценическую реализацию исполнительской интерпретационной модели музыкальных произведений. Осознанное разграничение музыкальной информации для её произвольного и непроизвольного усвоения с применением направленности внимания интерпретаторов во время сценических выступлений только на произвольно заученные признаки стимуляции способствует повышению их исполнительской надёжности.
The issue of preparation of musicians to the stage activity is considered in the dissertation research, the content and structure of performing reliability of musicians-instrumentalists, which was treated by us as not bom, but acquired integral property of the personality, which is directed at the precise and faultless realization of imaginary interpretational model of pieces of music in usual and stress conditions of the public performances, are concretized. The criteria, internal and external micro- and macroindicators of the designated phenomenon and levels of its achievement are defined. The innovative methods and modes of improvement of the quality of preparation of concert program, increase of abilities of musicians-instrumentalists to self-regulation of performing process and their barrier stability to the negative influence of stressors are found. Four groups of algorithms, the pithiness of which is based at the fundamental positions of the offered methods of purposeful forming of performing reliability of interpreters, are presented. Mechanisms of pedagogical management of the process of realization of these algorithms are described. The results of experimental checking of effectiveness of devised methods in the process of instrumental preparation of pupils of musical schools and students of art profile in the higher educational establishments of all levels of accreditation are shown in the dissertation.