У дисертаційному дослідженні визначено теоретичні засади формування змісту й структури освітньої галузі “Технологія” в основній школі, які полягають у культуровідповідності змісту і його діяльнісній основі та системності й синергетичності структури на основі фрактальної побудови. В основу формування змісту і структури освітньої галузі “Технологія” в основній школі покладено запропонований знаннєво-спосібний підхід, який полягає у формуванні змісту на мікро-, міні- і макрорівнях. У його теоретико-методологічній основі визначені: культуровідповідность, діяльнісність, системність і синергетичність. Обґрунтовано педагогічну систему освітньої галузі “Технологія” і предметів, що входять у цю галузь, яка представлена через: структурування змісту на основі системності й синергетичності з фрактальним підходом (конструкти, дихотомії, патерни) та пізнавальних можливостей учнів; цілеспрямоване формування техніко-технологічної культури; психолого-фізіологічний компонент формування особистості учня і його діяльністної складової під час освітньої діяльності в галузі “Технологія” в основній школі; емоційну регуляцію творчо-пізнавальної діяльності учнів. Уточнені критерії структурування навчального матеріалу предметів освітньої галузі “Технологія” у процесі формування техніко-технологічної культури, в основу яких покладено логіку розвитку техніки і технологій, а також галузей виробництва.
В диссертационном исследовании определены теоретические основы формирования содержания и структуры образовательной отрасли “Технология” в основной школе, заключающиеся в культуросоответствии содержания и его деятельностной основы, системности и синергетичности структуры на основе фракталыюсти построения. Формирование содержания и структуры образовательной области “Технология” в основной школе требует учета историко-педагогических аспектов зарождения, становления и развития отечественной системы трудовой подготовки в общеобразовательных заведениях, выяснения перспективных направлений модернизации общеобразовательной подготовки в соответствии с отечественными и мировыми стандартами в образовательной отрасли “Технология”, тенденций интеграции в европейское и мировое образовательное пространство. В основу формирования содержания и структуры образовательной отрасли “Технология” в основной школе положен предложенный знаниево-способный подход, который заключается в формировании содержания на микро-, мини- и макроуровнях. Теоретико-методологическим базисом формирования содержания и структуры образовательной отрасли “Технология” определены: культуросоответствие, деятельностная парадигма образования, системность и синергетичность. Разработка теоретико-методологических основ формирования содержания образовательной отрасли “Технология” осуществляется на основе научно обоснованных культуросоответствующего и деятельностного подходов, а также концепции переходного этапа к информационному обществу -обществу знаний, используя: обобщенную структуру производственной деятельности в условиях экономики современного общества; построение модели системы пропедевтики общепроизводственного обучения с учетом социально-экономических, теоретических и практических факторов; компетентностного подхода к требованиям творческой проектнотехнологической деятельности, реализуя как фактор обучения и воспитания элементы технико-технологической грамотности, что в результате определяют основу для формирования технико-технологической культуры; ориентацию на высокий уровень интеграционных процессов в образовании, заключающийся в синтезе нового содержательного наполнения образовательной отрасли “Технология”. Обосновано педагогическую систему образовательной отрасли “Технология” и предметов, входящих в эту отрасль, представленную через: структурирование содержания на основе системности и синергетичности с фрактальным подходом (конструкты, дихотомии, паттерны) и познавательных возможностей учащихся; целенаправленное формирование техникотехнологической культуры; психолого-физиологический компонент формирования личности ученика и его деятельностной составляющей в образовательной отрасли “Технология” основной школы; эмоциональную регуляцию творчески познавательной деятельности учеников. Исследованная система обучения, используемая в процессе познания содержательных приоритетов отрасли “Технология” в общеобразовательных учебных заведениях, создание предметного поля отрасли на основе принципов композиционного проектирования, системности, функциональности и усложнения общепроизводственных и общетрудовых функций, согласно которым усложнение функций происходит путем роста уровня целей, масштабов технико-технологических систем деятельности, неопределенности ситуаций, временной удаленности проявления результатов деятельности. Структура такой системы реализуется через содержательные линии образовательной отрасли “Технология”, которые предусматривают формирование творческого потенциала, рефлексии собственной деятельности, способности личности к непрерывному саморазвитию на основе объективных законов общества и природы, техники и технологий, с учетом экологического и нравственного императивов, гармоничного развития образования, производства, общества и природы. Методологические подходы формирования содержания базируются на: личностно-ориентированной подготовке будущих граждан страны к деятельности в условиях быстро изменяющегося технико-технологического окружения; реализации научно обоснованной системы формирования и развития личности будущего члена техногенного общества в условиях организации личностно-развивающей модели учебного процесса; проектнотехнологической методике обучения с использованием смысловых, содержательных и структурных конструктов; подходе, предполагающем системный взгляд на формирование содержания и структуры образовательной отрасли “Технология” в основной школе; синергетическом подходе, который раскрывается через фрактально определённое построение структуры и содержания отрасли “Технология” в нелинейности деятельности, которой и является любая образовательная система; информационном - что формирует определенное модульное построение содержания и структуры образовательной отрасли “Технология” в основной школе. Предложенная педагогическая система создаёт условия для развития познавательной активности, интеллекта, максимальной реализации личных способностей учащихся, устанавливает гуманистически ориентированные субъект-субъектные отношения между учителем и учениками. В работе нашли дальнейшее развитие основные направления реализации культуросоответствующего, деятельносного и личностно-развивающего подходов к формированию технико-технологических компетенций и компетентности, а также технико-технологической культуры личности. Уточнены критерии структурирования учебного материала предметов образовательной отрасли “Технология” в процессе формирования техникотехнологической культуры, в основу которых положено логику развития техники и технологий, а также отраслей производства. Конкретизирована методика прогнозирования потенциальных возможностей развития содержания и структуры образовательной отрасли “Технология” в основной школе, направленной на диагностирование и выявление возможных негативных решений для функционирования этой отрасли в системе общеобразовательной подготовки. Обосновано, что прогноз возможных негативных последствий от предвзятых решений может устранить необходимость принятия упреждающих мер политического, государственного и законодательного уровней, то есть создаются условия для возможности предотвращения неисправимых или катастрофических для отрасли и всего образовательного процесса последствий.
The research defines the theoretical base of content and structure of the educational field “Technology” in the elementary school, which are in accordance with the stages of culture and its activity-based content, systematic, sinergistical theory and structures that are based on the fractal construction. At the heart of shaping the content and structure of the educational sector “Technology” in the elementary school the knowledge-method approach is proposed that is shaping the content on the micro, mini and macro levels. Stages of culture, activities, systematic and sinergistical theory in his theoretical and methodological basis are dedicated. The pedagogical system of educational field “Technology” and items, which are included in this industry that is represented by: structured content based on systematic and sinergistical theory with fractal approach (constructs, dichotomy, patterns) and cognitive capabilities of pupils, purposeful formation of technical and technological culture; psychological and physiological component of the formation of an individual pupil and his activities component in the educational activities in the field of “Technology” in the elementary school, emotional regulation creative and cognitive activities, are proved. The specification criteria of the structured educational material subjects of the educational field “Technology” at formation of technical and technological culture, which are based on a logic of development of techniques, technologies and industries, are obtained.