У дисертаційному дослідженні представлене вивчення теоретико-практичних, організаційних умов становлення і розвитку аксіологічності змісту дошкільного виховання в Україні середини XIX — 20-х рр. XX ст.; висвітлено творчі пошуки освітніх діячів, спрямовані на вирішення проблеми формування аксіологічної сфери дитини; вивчено зміст професійної підготовки педагогічних кадрів для дошкільних закладів на засадах педагогічної аксіології; виявлено особливості змісту й форм, провідні тенденції ціннісно-зорієнтованого виховання дошкільників у контексті діяльності соціальних інститутів; встановлено ієрархію ціннісних орієнтирів навчально-виховної діяльності дитячих садків України кінця XIX — 20-х рр. XX ст. Основні результати, положення й висновки дисертації можуть бути використані під час викладання курсу історії педагогіки, науковцями-практиками вищої школи при розробці навчальних програм.
В диссертации впервые осуществлено комплексное исследование ценностной системы дошкольного воспитания в Украине середины XIX — 20-х гг. XX ст.; систематизированы аксиологические тенденции воспитания дошкольников в педагогической теории и практике; обобщены идеи о здоровье, красоте, нравственности, труде, знаниях, патриотизме как ценностях для детей данной возрастной категории. Выбор темы диссертации обусловлен недостаточной разработкой проблемы формирования ценностей в теории и практике дошкольного воспитания; значимостью положительного педагогического опыта для развития отечественного образования. В первом разделе диссертации раскрыты результаты анализа освещения исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературе, определены социальнокультурные предпосылки становления аксиологических взглядов отечественных и зарубежных педагогов. Установлено, что структура ценностного отношения дошкольников содержит когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-мотивационный и деятельностно-поведенческий компоненты. Механизм формирования ценностных отношений дошкольника предполагает ознакомление ребенка со стереотипами поведения и способами взаимодействия с людьми, расширение диапазона осознания им чувств и причин их возникновения. Во втором разделе раскрыты взгляды отечественных педагогов (П. Юркевича, С. Мшанецкого, С. Миропольскою, Ю. Дзеровича, М. Манасеиной, А. Духновича, С. Русовой, И. Сикорского, С. Сирополка, Я. Чепиги, А. Волошина) и зарубежных образовательных деятелей исследуемого периода (Ф. Фребеля, А. Рандю, П. Кергомар. М. Монтессори, Ж. Декроли, Р. Штейнера) на сущность ценностей дошкольников, механизмы формирования их аксиологической сферы. Выявлены демократические основы, раскрыта гуманистическая направленность аксиологических поисков отечественных деятелей культуры и образования. Изложены результаты анализа содержания профессиональной подготовки педагогических кадров для детских садов на положениях педагогической аксиологии. В третьем разделе изложены результаты анализа содержания и аксиологических тенденций воспитания дошкольников в контексте деяльности семьи, общественных организаций, детских садов. Установлено, что семья являлась важный средством формирования христианских, нравственных, гражданских качеств дошкольников, становления их активной жизненной позиции. Доказано, что в семейной практике воспитания доминировали идеалы народной педагогики. Проанализировано содержание общественно-духовного движения в контексте формирования ценностных ориентаций детей. Изложены результаты исследования аксиологических ориентиров общественных организаций, педагогических музеев и выставок, детских площадок, дошкольных учебно-воспитательных учреждений различных типов. Выявлена иерархия ценностных ориентиров учебно-воспитательной деятельности детских садов Украины конца XIX— 20-х гг. XX века.
Investigation of theoretical and practical, organizational conditions of foundation and development of axiological content of pre-school education in Ukraine in the middle of XIX — 20th of XX century are exposed in this work. An experience of creative research of people who work in education is covered and it is addressed to solving of the problem of child’s sphere value formation. The content of professional training of pedagogical staff for pre-educational establishments on the basis of pedagogical axiology is reproduced. Specific things about the content and the form as well as leading tendencies of value-oriented education among pre-school students in the context of social institutions’ activities are found out; the hierarchy of value marks of educational and bringing up activity in kindergartens of Ukraine at the end of XIX — 20th of XX century. Main results, thesis and conclusion of the dissertation can be used while teaching the courses of History of Pedagogy, by scientists involved in practical activities in the high school as a tool for working out of educational programs.