Дисертаційне дослідження присвячене актуальній проблемі формування здатності до творчого самовираження у дошкільників із порушеннями мовлення у процесі інсценування казки. У дисертації здійснено аналіз психолого-педагогічної, лінгводидактичної та спеціальної літератури з проблеми дослідження. Встановлені компоненти, критерії, показники та рівні здатності до творчого самовираження у дошкільників із порушеннями мовлення; доповнені та уточнені поняття «творче самовираження» та «здатність до творчого самовираження» стосовно досліджуваної категорії дітей; визначені та досліджені стан та особливості здатності до творчого самовираження у дошкільників із порушеннями мовлення. Визначені педагогічні умови, обґрунтована та розроблена методика формування здатності до творчого самовираження у дошкільників із порушеннями мовлення у процесі інсценування казки, ефективність використання якої підтверджена даними статистичної перевірки.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме формирования способности к творческому самовыражению у дошкольников с нарушениями речи в процессе инсценировки сказки. В диссертации осуществлен анализ психолого-педагогической, лингводидактической и специальной литературы по проблеме исследования. Раскрыты компоненты способности к творческому самовыражению (когнитивный, эмоционально-экспрессивный, мотивационный). Дополнены и уточнены понятия «творческое самовыражение» и «способность к творческому самовыражению» относительно дошкольников с нарушениями речи, а именно с общим недоразвитием речи, исследованы состояние и особенности способности к творческому самовыражению у них. Научно обоснована и разработана методика исследования способности к творческому самовыражению у дошкольников с нарушениями речи. Анализ данных констатирующего этапа эксперимента показал, что дошкольники с отмеченной патологией находятся на более низком уровне способности к творческому самовыражению, чем дошкольники с нормально развитой речью. У дошкольников с нарушениями речи определены особенности способности к творческому самовыражению, обусловленные недостаточностью когнитивных процессов, эмоциональной и мотивационной сфер, ограниченностью представлений о средствах творческого самовыражения и опыта их использования. Определены педагогические условия, обоснована и разработана методика формирования способности к творческому самовыражению у дошкольников с нарушениями речи в процессе инсценировки сказки. Методика реализовывалась по таким основным направлениям: развитие и коррекция речи и когнитивных процессов, развитие мотивационной и эмоционально-экспрессивной сфер у дошкольников с нарушениями речи (с ОНР); овладение ими средствами творческого самовыражения. Были выделены основные категории, которые требуют осознания и усвоения детьми: содержание сказки (через осознание ее формы и композиции); герои сказки; средства творческого самовыражения. Направления экспериментальной методики реализуются на всех этапах работы, а выделенные категории выступают основными содержательными линиями на всех занятиях, в которых реализовывались конкретные задачи экспериментальной методики: формирование мотивации к творческому самовыражению, развитие и коррекция речи (фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи); развитие воображения и мышления (образности, сукцессивних и симультанных синтезов, способности устанавливать и раскрывать причинноследственные связи, делать умозаключения); развитие эмоционально-экспрессивной сферы (способность понимать эмоциональные состояния людей и в соответствии с ними управлять собственным поведением; способность выражать собственное эмоциональное состояние, понимать его причинность и последствия); овладение средствами творческого самовыражения. Методика формирования способности к творческому самовыражению у дошкольников с нарушениями речи реализуется в три этапа. Первый этап направлен на формирование мотивации к творческому самовыражению и творческой деятельности в целом; актуализацию имеющихся знаний детьми сказок и о сказке, знакомство с новыми сказками, развитие активного художественно-эстетического восприятия сказки; коррекцию и развитие речи (в частности лексико-грамматических категорий), формирование способности дифференцировать эмоциональные состояния; овладение средствами творческого самовыражения. Второй этап направлен на развитие причинно-следственного мышления, развитие и формирование связной речи, овладение средствами творческого самовыражения. Третий этап направлен на овладение в творческой деятельности средствами творческого самовыражения. Качественный анализ выполнения заданий контрольного этапа исследования показал положительную динамику сформированности компонентов способности к творческому самовыражению у дошкольников с нарушениями речи. Результаты исследования доказали педагогическую целесообразность и эффективность предложенной методики.
This dissertation research covers an actual problem - development of ability for creative self-expression of pre-school age children with speech disorders in the process of dramatising fairy tales. The thesis contains analysis of psychological and pedagogical, linguistic and specialised literature on research problem. Components, criteria, indicators and levels of ability for creative self-expression of pre-school age children with speech disorders have been determined; the concepts of creative self-expression and ability for self-expression have been supplemented and specified with regard to the category of children under research; the state and peculiarities in ability for creative self-expression of pre-school age children with speech disorders have been determined and studied. Pedagogical preconditions have been defined, the methodic for development of creative self-expression of pre-school age children with speech disorders in the process of dramatising fairy tales has been elaborated and validated, effectiveness of which has been proved by statistic verification.