Дисертація присвячена проблемі формування у студентів — майбутніх вчителів
початкової школи комплексних знань і вмінь проектування уроку на засадах
матрично-модульного підходу. Проведений аналіз психолого-педагогічної та
методичної літератури свідчить про відсутність спеціальних досліджень з даної
проблеми. У дисертації розглянуто структуру кваліфікаційних комплексних вмінь
проектування уроку; розроблено, теоретично обґрунтовано і експериментально
перевірено модель поетапного формування у студентів комплексних вмінь
проектування уроку на основі матрично-модульного підходу; теоретично
обгрунтовано та апробовано у практиці навчання студентів матрично-модульну
технологію проектування уроку; розроблено та практично апробовано загальний
алгоритм проектування уроку, систему знань-правил з проектування уроку та
систему завдань з проектування уроку на засадах матрично-модульного підходу для студентів спеціальності "Початкове навчання". Розроблено та практично перевірено зміст консультативних тренінгів для студентів 4-го курсу, основна мета яких інтеграція дидактичних та методичних знань і вмінь з проектування уроку у
комплекс (систему). Аналіз результатів формувального експерименту свідчить про ефективність розробленої моделі.
The dissertation highlights the issues of elaboration of amalgamated knowledge and
skills to draft a lesson within the framework of matrix-and-module approach as intended for future primary school teachers. The matrix-and-module methodology of teaching students to draft lessons has been theoretically grounded and practically tried and tested. The structure of qualifying amalgamated skills to draft lessons has been evolved. Also, the pattern of students’ stage-by-stage acquisition of the amalgamated knowledge and skills of drafting a lesson proceeding from the methodology in question has been developed and experimentally proved. The general algorithm as well as the system of knowledge and rules of drafting lessons proceeding from the matrix-and-module approach have been scientifically substantiated and implemented for future teachers of primary schools. The contents of coaching and training of undergraduate students has been worked out and put into practice, with the main objective being the integration of didactic and methodical knowledge and skills of lessen drafting into a complex system
Диссертационное исследование посвящено проблеме (формирования у студентов - будущих учителей начальной школы комплексных знаний и умений проектирования урока на основе матрично-модульного подхода. Экспериментально обосновано, что в существующей системе профессионального обучения студентов в высших учебных педагогических заведениях в условиях внедрения Государственных стандартов высшего образования недостаточно внимания уделяется проблеме формирования комплексных умений проектирования урока в начальной школе. В диссертации проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы посвященной вопросам проектирования урока и формированию у будущего учителя начальной школы комплекса соответствующих знаний и умений. Результаты анализа свидетельствуют об отсутствии фундаментальных исследований в педагогике по данной проблеме. С целью получения исчерпывающей информации о готовности студентов выпускников и учителей к проектированию урока был организован и проведен констатирующий эксперимент. Результаты эксперимента подтвердили
существующие проблемы в обучении студентов специальности «Начальное
образование» проектированию урока и формированию соответствующего комплекса дидактико-методических знаний и умений. Таким образом, для решения сложившейся проблемы, рассмотрена структура квалификационных комплексных умений проектирования урока; разработана, научно обоснована и экспериментально проверена модель поэтапного формирования у студентов комплексных знаний и умений проектирования урока на основании единого подхода к данному виду деятельности - матрично-модульного. Разработанная модель отображает процесс формирования комплексных умений проектирования урока как целостную сисгему. Обучение студентов данному виду деятельности состояло из пропедевтического этапа (ознакомление студентов с проективной деятельностью учителя) и трех основных этапов: дидактического (этап
дидактического проектирования урока на основе матрично-модульного подхода),
методического (этап методического проектирования урока на основе матрично-модульного подхода) и интеграционного (этап комплексной реализации проекта
урока и самоусовершенствование проективной деятельности). Задание
пропедевтического этапа - сформировать у студентов познавательный интерес к
будущей проективной деятельности. Основное задание второго дидактического
этапа — овладение технологией дидактического проектирования урока, которая
являет собой основу для усвоения методических знаний и умений проектирования
уроков различных дисциплин начального образования. Дидактический этап был
основоположным в процессе обучения студентов проектированию урока и
начинался в ходе изучения фундаментальной педагогической дисциплины —
дидактика (теория обучения). Конечным результатом этого этапа прогнозировались знания и умения дидактически правильно проектировать уроки на основании матрично-модульного подхода. На третьем - методическом этапе - студенты учились наполнять дидактическую матрицу урока специфическими для каждой методики начального образования прийомами, методами изучения, обобщения или проверки знаний и умений учащихся, содержанием конкретной дисциплины начальной школы. Этот этап базировался на содержании методик начального образования, которые изучаются студентами параллельно с дидактикой и после нее. Важным условием в ходе усвоения методических знаний и умений проектированияурока по разным дисциплинам начальной школы
является опора на дидактические, а в дальнейшем - их интеграция в целостную систему. Последний этап - интеграционный - решал задание интеграции дидактических и методических знаний и умений проектирования урока в комплекс (систему) и формирование умения практически внедрять разработанные на матричной основе проекты уроков в реальные условия школьного обучения. Основой для этого этапа были дополнительные тренинговые консультативные занятия и педагогическая практика студентов в школе. Теоретико-методологическим основанием поэтапного формирования у студентов комплексных умений проектирования урока в исследовании является
матрично-модульный подход к проектированию урока. В работе раскрываются
особенности этого подхода и рассматриваются теория матричного построения урока и модульный подход к организации процесса обучения учащихся. На основании этого подхода разработана и внедрена в практику обучения
студентов матрично-модульная технология проектирования урока. Ее составляют:
общий алгоритм матрично-модульного проектирования урока, система знаний правил разработки урока и система обучающих заданий по формированию
комплексных дидактико-методических умений проектирования урока для трех
этапов - дидактического (система заданий по дидактическому проектированию
урока в матрице), методического (система заданий по методическому
проектированию урока в матрице) и интеграционного (система заданий для
тренинговых занятий по дидактико-методическому проектированию урока в
матрице). Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об
эффективности разработанной технологии.