У дисертації розроблено та теоретично обгрунтовано методичну систему
підготовки майбутніх учителів технологій з основ безпеки життєдіяльності.
З’ясовано психолого-педагогічні особливості формування у студентів
професійних компетенций з основ безпеки життєдіяльності та визначено
оптимальні умови їх розвитку. Розроблено елементи методичної системи
підготовки студентів з основ безпеки життєдіяльності людини, яка розбудована
на основі впровадження активних методів навчання та використання
інформаційних технологій. Експериментально підтверджено, що впровадження розробленої методичної системи підготовки майбутнього учителя технологій з основ безпеки життєдіяльності забезпечує підвищення рівнів навчальних досягнень студентів порівняно.
The author developed and theoretically substantiated methodical system for training future teachers technology basics of life safety. It was found psychopedagogical features of the formation of students' professional skills with the basics of safety of human life and optimum conditions for their development. The stages of formation of professional competence on the basics of safety of human life. A methodological elements of training students on the basics of safety of human life, which was built on the basis of introduction of active teaching methods and educational use of ICT.
Experimentally confirmed that the introduction of rating system for training future teachers technology basics of life safety enhances the academic achievements
of students compared to traditional teaching methods.
В диссертации проанализирована идея взаимосвязи высших и общеобразовательных учебных заведений, на основе которой разработана и
теоретически обоснована методическая система подготовки будущих учителей
технологий с основ безопасности жизнедеятельности, в основании которой
заложена открытая образовательная среда. Установлены психолого-педагогические особенности формирования у студентов профессиональных
компетенций с основ безопасности жизнедеятельности человека и определены
оптимальные условия их развития. Выделены этапы формирования
профессиональных компетенций с основ безопасности жизнедеятельности
человека. Исследование основывается на принципе упреждающей подготовки к
прогнозированным опасным событиям и циклическому построению безопасно-ориентированного образования. Разработаны элементы методической системы
подготовки студентов с основ безопасности жизнедеятельности человека,
которые построены на основе активных методов обучения с использованием в
учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, а также
элементов дистанционного образования. Один из элементов системы рассматривает проблему адаптации первокурсника к новым для него условиям высшего учебного заведения, в котором используется технологическое оборудование. Одновременно студенты знакомятся проектной технологией обучения и выполняют первые учебные проекты, ориентированные на вопросы безопасности. Последующие компоненты формируют и закрепляют навыки исследования, анализа и противодействия опасностям на основе проектной технологии обучения. На заключительном этапе системы реализуется методическая подготовка будущих учителей, в ходе которой рассматриваются оптимальные приемы мотивации, организации рабочих групп выполнения планов проектного исследования с последующей презентацией и обсуждением результатов. После окончания учебного процесса, полученные знания закрепляются в период педагогической практики в общеобразовательных учебных заведениях, где, при удаленной поддержке преподавателей ВУЗа, реализуется командой учеников учебный проект. В ходе обучения и во время педагогической практики, для информационной и методической поддержки, активно используются элементы дистанционного образования, коммуникационные и информационные возможности ИКТ. В работе разработана структура и методика проведения учебных тренингов, которые используются в качестве инструмента подготовки студентов и учеников к участию в поисково-исследовательских
коммуникационных проектах. Экспериментально подтверждено, что использование разработанной методической системы подготовки будущих учителей технологий с основ безопасности жизнедеятельности человека обеспечивает повышение уровня учебных достижений студентов, сравнительно с традиционными методами обучения.