Дисертаційне дослідження присвячене проблемі мовленнєвої підготовки старших дошкільників із тяжкими порушеннями мовлення до навчання в школі. Визначені компоненти, показники та критерії оцінювання рівнів мовленнєвої готовності дітей старшого дошкільного віку з загальним недорозвиненням мовлення. Види та типи пізнавальних завдань, що системно використовувалися в процесі діагностування та ефективність яких була якісно та кількісно підтверджена, слугували основою розробленої методичної системи пізнавальних завдань для мовленнєвої підготовки старших дошкільників із загальним недорозвиненням мовлення. Подано теоретичне обґрунтування, розроблено зміст та перевірено ефективність методичної системи пізнавальних завдань для мовленнєвої підготовки дітей із загальним недорозвиненням. Результатами формувального експерименту підтверджено позитивний вплив спеціальної системи пізнавальних завдань на мовленнєву готовність старших дошкільників зазначеної категорії. Мовленнєва підготовка старших дошкільників із загальним недорозвиненням мовлення на основі спеціальної системи пізнавальних завдань сприяє особистісному становленню, оптимізації міжособистісних стосунків, відкриває можливості успішної соціальної інтеграції.
Диссертационное исследование посвящено актуальной психологопедагогической проблеме речевой подготовки, а также речевой готовности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В исследовании проанализированы научно-методические и социальнопсихологические аспекты проблемы речевой готовности и речевой подготовки, а также особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Приведена характеристика познавательных заданий, как средства коррекционной работы, представлен анализ использования познавательных заданий в отдельных отраслях коррекционной педагогики и в логопедии, в частности. Анализ и обобщение научно-теоретического и практического опыта разработанности заявленной проблемы указывает на существование потенциальных возможностей коррекции речевого развития с помощью системы познавательных заданий. В логопедии использование разных видов познавательных заданий (пассивно-репродуктивных, репродуктивных, репродуктивно-продуктивных и продуктивных) для коррекции всех составляющих речевой сферы проводится не системно. Проведено экспериментальное изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью разных видов познавательных заданий (пассивно-репродуктивные, репродуктивные, репродуктивно-продуктивные продуктивные). Представлено количественное и качественное сравнение уровней сформированности речевой готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их ровесников с нормальным речевым развитием, обобщены полученные результаты. Исследование речевой готовности с помощью познавательных заданий показало большую разницу между уровнями речевых умений детей с нормой речевого развития и детей с общим недоразвитием речи. Все старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют особенности формирования речевой готовности различной степени выраженности. Определены особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также используемые детьми в процессе решения заданий разные виды умственной деятельности, которые послужили критериями подбора познавательных заданий для методики формирующего эксперимента. Представлено структурно-содержательные особенности методической системы познавательных заданий для речевой подготовки к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи. Методическая система внедрялась на протяжении двух этапов: основного и коммуникативного. На каждом этапе решались задания речевого и умственного развития. Средством коррекционного влияния на компоненты речевой сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи выступила специальная система познавательных заданий, которая содержала оптимальный подбор разных видов познавательных заданий с учетом уровней речевого развития и видов умственной деятельности детей. Апробация методики продемонстрировала значительные положительные результаты, которые подтвердились в процессе статистической обработки данных. Констатировано повышение уровней речевой готовности детей с общим недоразвитием речи экспериментальной группы, которое качественно проявилось в улучшении фонетико-фонематических, лексико-грамматических умений, в связности высказываний, повышенной общительности. Определено улучшение умений анализа условий предложенных заданий, а также проявление самостоятельности при синтезировании вербальной информации для решения познавательных заданий репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера. Установлено, что использование методической системы познавательных заданий способствует эффективной речевой подготовке дошкольников, их личностному становлению, оптимизации межличностных отношений, а также открывает новые возможности для успешной социальной интеграции детей с общим недоразвитием речи.
The thesis is devoted to the problem of speaking training of elder preschoolers with severe speech disorders to studying at school. Components, characteristics and evaluation criteria of speech readiness of elder preschoolers with general speech disturbance have been defined. Kinds and types of cognitive tasks that are systematically used in the process of diagnosing and whose effectiveness has been proved in terms of quantity and quality, served as basis for developed methodical system of cognitive tasks for speech training of elder preschoolers with general speech disorders. Theoretical justification has been posted and content of methodical system of cognitive tasks for speech training of children with general hypoplasia has been developed, effectiveness of the proposed guidance system has been tested that confirms the positive influence of special system of cognitive tasks both on speech training elder preschoolers of identified category and on the level of their mental (intellectual) development simultaneously. Speech training of elder preschoolers with general speech underdevelopment based on the special system of cognitive tasks contributes to personal formation, optimization of interpersonal relationships, opens the possibility of successful social integration.