ISSN: 2310-8290
dc.contributor.author | Лаптінова, Юлія Іванівна | |
dc.date.accessioned | 2020-12-09T19:50:07Z | |
dc.date.available | 2020-12-09T19:50:07Z | |
dc.date.issued | 2014 | |
dc.identifier.citation | Лаптінова, Юлія Іванівна. Нелінгвістична соціальність : філософсько-семіотична інтерпретація : автореферат дис. ... канд. філос. наук : 09.00.03 - соціальна філософія та філософія історії / Лаптінова Юлія Іванівна ; [наук. керівник Юркевич Олена Миколаївна] ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2014. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/32272 | |
dc.description.abstract | Дисертаційну роботу присвячено розробці нової теоретичної моделі соціальності, яка адекватно відображає таку тенденцію сучасних соціальних змін, як поширення недискурсивних взаємовідносин між індивідами у зв’язку з інтенсифікацією використання невербальних засобів трансляції змісту. Постмодерністський погляд на соціальність як на таку, що конституюється у дискурсивних практиках і має ризоматичну структуру, доповнюється концептом недискурсивності. Недискурсивність є побічним механізмом (субстратегією) дискурсивного розуму і виступає силою і формою (суб’єктністю) первісного структурування соціальності. Недискурсивність репрезентується у нелінгвістичних соціокультурних знаках, що мають смислорозрізнювальне значення і поступово формують дедалі більш широкий смисловий, інформаційний простір недискурсивної парареальності (парадискурс). Володіючи рядом специфічних рис (параструктурністю, недискретністю, матеріальністю), недискурсивна реальність викликає до життя форми і способи спілкування між людьми, тобто створює у сучасній культурі перевагу чуттєвої інтеракції над інтелектуальною комунікацією, коли на місце раціональних приходять позараціональні мотиви, які набирають усе більш непередбачуваних форм. Девальвація словесної мови діалогу як найдієвішої форми опору маніпулюванню і утвердження свободи мислення, неминуче призводить до певного роду спотворень людських взаємодій, а саме до колапсу раціонального розуміння (здатності критично мислити і відчувати особисту відповідальність) - єдиної підстави людської розумної єдності. | ua |
dc.description.abstract | Диссертационная работа посвящена разработке новой теоретической модели социальности, которая адекватно отражает такую тенденцию современных социальных изменений, как распространение недискурсивных взаимоотношений между индивидами в связи с интенсификацией использования невербальных средств трансляции содержаний. Постмодернистский взгляд на социальность как таковую, которая конституируется в дискурсивных практиках и имеет ризоматическую структуру, дополняется концептом недискурсивности. Недискурсивность является побочным механизмом (субстратегией) дискурсивного разума и выступает силой и формой (субъектностью) первоначального структурирования социальности. Недискурсивность проявляется в нелингвистических социокультурных знаках, которые имеют смыслоразличительное значение и постепенно формируют все более широкое смысловое, информационное пространство недискурсивной парареальности (парадискурс). Обладая рядом специфических черт (параструктурностью, недискретностью, материальностью), недискурсивная реальность вызывает к жизни новые формы и способы общения между людьми, то есть создает в современной культуре доминирование чувственной интеракции над интеллектуальной коммуникацией, когда на место рациональных приходят внерациональные мотивы, которые принимают все более непредсказуемые формы. Интеракция - это форма межличностного общения, которая обладает специфическими свойствами. В отличие от коммуникации интеракция это: - манипулирование подсознанием (а не открытое обсуждение с целью достижения понимания); - субъектно-объектное взаимодействие без необходимости обратной связи (в отличие от субъектно-субъектного диалога, который имеет двунаправленный характер); - обмен абстрактными смыслами, чувствами, ассоциациями, аллюзиями, впечатлениями, семантическими эффектами и прочее (а не понятийными смыслами); - неинформативное, эмоционально-интуитивное, интенсивное (влияние на ощущения), нечетко структурированное взаимодействие, которое не подчиняется общим правилам рациональной мотивации; - сужение поля рациональных и логических аргументов воздействия на сознание, постепенное разложение лингвистического сознания; - интерпассивность. Нелингвистическая знаковая система обладает в отношении индивида причиняющей силой. Активное соучастие в нелингвистическом обмене становится пассивным подчинением символической власти параструктур (паралогике) невербального семиотического рынка. Девальвация словесной речи диалога как действенной формы сопротивления манипулированию и утверждения свободы мышления, неизбежно приводит к определенного рода искажениям человеческих взаимодействий, а именно к коллапсу рационального понимания (способности критически мыслить и чувствовать личную ответственность) - единственного основания человеческой разумной общности. | ua |
dc.description.abstract | The thesis is devoted to the development of a new theoretical model of sociality, which adequately reflects such tendency of contemporary social changes as the spread of non-discursive relationships between individuals as a result of the intensive use of nonverbal means of content broadcasting. Postmodern view on sociality as one that is constituted in discursive practices and has a rhizomatic structure we add a concept of non-discursiveness. Non-discursiveness is a side mechanism (substrategy) of discursive intellect and serves as strength and shape (subjectivity) of the initial structuring of sociality. Non-discursiveness is manifested in non-discursive nonlinguistic socio-cultural signs with meaning-value (used to determine things, their properties and relations), and which are gradually forming increasingly meaningful, non-discursive information space of parareality (paradiscourse). Non-discursive parareality acts as significant symbolic (semiotic) system, which has no grammar or vocabulary, but has high information capacity, ease and persuasiveness of feelings, reproductive dominance over productive capacity, whereby «experienced» as a matter of emotions, likes and dislikes, in contrast to the discursive reality, which is «thought». Having a number of specific features, non-discursive reality brings to life a new relationship, forms and methods of communication between people, producing in modem culture domination of sensual interaction over intellectual communication, when the rational motives are replaced by nonrational motives that are taking increasingly unpredictable forms. Devaluation of verbal speech dialogue -effective form of resistance to manipulation and affirmation of the thoughts freedom; desolation of the agora - a place where citizens discuss public issues inevitably lead to a certain kind of distortion of human interactions, namely, the collapse of rational understanding (the ability to think critically and to feel personally responsible) - the sole basis of reasonable human community. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | недискурсивність | ua |
dc.subject | інтеракція | ua |
dc.subject | нелінгвістичний знак | ua |
dc.subject | параструктура | ua |
dc.subject | невербальне мислення | ua |
dc.subject | парадискурс | ua |
dc.subject | нелінгвістична соціальність | ua |
dc.subject | недискурсивность | ua |
dc.subject | интеракция | ua |
dc.subject | параструктура | ua |
dc.subject | нелингвистический знак | ua |
dc.subject | невербальное мышление | ua |
dc.subject | парадискурс | ua |
dc.subject | нелингвистическая социальность | ua |
dc.subject | non-discursiveness | ua |
dc.subject | interaction | ua |
dc.subject | parastructure | ua |
dc.subject | paralinguistic sign | ua |
dc.subject | nonverbal thinking | ua |
dc.subject | paradiscourse | ua |
dc.subject | nonlinguistic sociality | ua |
dc.subject.classification | 1:316.3:141.319.8 | ua |
dc.title | Нелінгвістична соціальність: філософсько-семіотична інтерпретація | ua |
dc.title.alternative | Нелингвистическая социальность: философско-семиотическая интерпретация | ua |
dc.title.alternative | Non-linguistic sociality: philosophy-semiotic interpretation | ua |
dc.type | Other | ua |