У дисертації досліджується актуальна проблема формування вокальної компетентності майбутніх учителів музики, в ній наведено авторське розуміння сутності означеного феномена. Вокальна компетентність розглянута в рамках духовно-практичного надбання, що забезпечує усвідомлення та використання кращих традицій вітчизняної й світової вокальної школи, що впливає на зростання здатності майбутніх учителів до професійного володіння власним співацьким голосом та уміння вокального навчання учнів. У дисертаційному досліджені вокальну компетентність майбутнього вчителя музики розглянуто як здатність до яскравого втілення художньо-образного змісту музичного твору шляхом використання сукупності вокально-виконавських знань, умінь та навичок, а також досвіду емоційно-ціннісного ставлення до вокального мистецтва. Охарактеризовано сутність і зміст вокальної компетентності студентів інститутів мистецтв, визначено компонентну структуру з огляду на специфіку означеного феномену. Розроблено критерії та їх показники, на основі яких виявлено рівні сформованості вокальної компетентності майбутніх учителів музики. Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено поетапну методику формування вокальної компетентності майбутніх учителів музики в умовах інститутів мистецтв педагогічних університетів (інформаційно-організаційний, операційно-комплексний, продуктивно-рефлексивний етапи). Результати проведеної дослідно-експериментальної роботи дали можливість зафіксувати позитивну динаміку формування вокальної компетентності майбутніх учителів музики у системі музично-педагогічної освіти.
Диссертация посвящена исследованию методики формирования вокальной компетентности будущих учителей музыки, в ней приведено авторское понимание сущности и содержания указанного феномена. Вокальная компетентность проанализирована в рамках духовнопрактического достояния, что обеспечивает осознание и использование лучших традиций отечественной и мировой вокальной школы и влияет на рост способности будущих учителей к профессиональному овладению собственным певческим голосом, а также умением вокального обучения учащихся. В диссертационном исследовании вокальная компетентность будущего учителя музыки рассмотрена как способность к яркому воплощению художественно-образного содержания музыкального произведения путем использования совокупности вокально-исполнительских знаний, умений и навыков, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к вокальному искусству. В диссертации охарактеризованы сущность и содержание вокальной компетентности студентов институтов искусств, определена компонентная структура с учетом специфики этого феномена. Разработаны критерии и показатели, на основе которых выявлены уровни формирования вокальной компетентности будущих учителей музыки. На всех этапах экспериментального исследования были широко использованы следующие методы работы: метод инсценировки вокальных произведений, метод учебных дискуссий, метод демонстрации музыкальных произведений, методы стимулирования ответственности, метод разъяснения значимости вокально-педагогических, инновационно-методических, физиологических (по построению и функционированию голосового аппарата), акустических (по вокальному звукообразованию), музыкально-теоретических знаний, соответствующих умений и т.д. Методика формирования вокальной компетентности студентов составляла взаимодействие трех этапов, а именно: информационноорганизационного, операционно-комплексного, продуктивно-рефлексивного. Первый этап формирования вокальной компетентности будущего учителя музыки - информационно-организационный - предназначен для целенаправленного стимулирования положительного эмоционального сопровождения и творческой познавательной активности студентов в фукционировании их вокально-исполнительской и вокально-педагогической деятельности. На II - операционно-комплексном этапе - происходило формирование когнитивно-эвристического компонента вокальной компетентности будущего учителя музыки. На этом этапе уровень сформированности когнитивно-эвристического компонента определял критерий "Степень овладения будущими учителями музыки вокальнопедагогическими знаниями, умениями и навыками" на основе проявления аналитических умений по подбору музыкально-педагогического вокального репертуара, наличия вокально-педагогического тезауруса, проявления педагогической эрудиции в современных педагогических технологиях вокального обучения как основы вокальной компетентности студентов. На III продуктивно-рефлексивном этапе происходило формирование деятельностно-креативного компонента вокальной компетентности будущего учителя музыки. Каждый из этапов формирующего эксперимента обеспечивал формирование определенного структурного компонента обозначенного феномена с помощью специально разработанных методов, а именно: стимуляции и мотивации учения, беседы, дискуссии, инструктаж, когнитивные, аналитические, сравнительные, эмпирические, объяснительноиллюстративные, технические, анкетирование, тестирование, интерактивные методы, применение музыкального материала, репродуктивные, интеграционные, аудирование, кино-и видео фрагменты, аналитические, творческие задания, рефлексивные, частично-поисковые, эвристические, сравнительный анализ экспериментальных данных и их экстраполяция. Статистическая обработка результатов и обобщение полученных данных экспериментальной работы позволили распределить студентов контрольной и экспериментальной групп по определенным уровням вокальной компетентности будущих учителей музыки. Проверку результативности проведенного формирующего эксперимента сделано на основе сравнения данных начального и заключительного диагностирования. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили зафиксировать положительную динамику формирования вокальной компетентности будущих учителей музыки в системе музыкальнопедагогического образования.
The thesis examines the actual problem of the competence of future teachers of vocal music, there are copyright definite understanding of the phenomenon. Vocal competence considered in the spiritual and practical achievements that provides awareness and use of the best traditions of national and international vocal school, affects the growth ability of teachers to their own professional knowledge and skills of the singers voice vocal student learning. The thesis investigated the competence of a vocal music teacher is considered as the ability to implement bright artistic and expressive content of a piece of music using vocalperforming set of knowledge and skills, and experience emotional and evaluative attitude to vocal art. Characterize the nature and content of vocal competence of students of arts institutions, defined component structure given the specificity definite phenomenon. The criteria and indicators against which revealed levels of competence of future teachers of vocal music. Theoretically substantiated and experimentally tested every stage of the formation of vocal competence of future music teachers in pedagogical institutes Arts University (Information and organizational, operational and integrated, productive-reflective stages). The results of the experimental work made it possible to capture the positive dynamics of vocal competence of future teachers in the system of music and teacher education.