У дисертації розглянуто концептуальні основи побудови ефективної системи корекційно спрямованого фізичного виховання дітей раннього віку зі спастичним синдромом рухових порушень. Проаналізовано сучасний стан проблеми подолання наслідків спастичного стану м’язів у дітей засобами фізичного виховання та ЛФК.
Виявлено відсутність єдиного комплексного підходу до розв’язання проблем подолання рухових порушень у дітей клінічними методами та педагогічними можливостями. Створено робочу модель системи корекційно спрямованого фізичного виховання зазначеної категорії дітей та відповідну технологію корекції для малюків зі спастичними парезами. Удосконалено існуючу педагогічну класифікацію рухових порушень у дітей. Розроблено та перевірено стратегію й тактику подолання відповідних типологічних комплексів рухових порушень спастичного типу. З’ясовано найбільш адекватні теоретико-педагогічні та методичні умови поліпшення моторної сфери дітей раннього віку зі спастичним парезом рухових порушень засобами корекційного фізичного виховання.
В диссертации рассмотрены концептуальные основы построения эффективной системы коррекционно направленного физического воспитания детей раннего возраста со спастическим синдромом двигательных нарушений. Проанализировано современное состояние проблемы преодоления последствий спастического состояния мышц у детей средствами физического воспитания и ЛФК. Выявлено отсутствие единого комплексного подхода к решению проблем преодоления двигательных нарушений у детей как клиническими методами и с помощью педагогических возможностей. Теоретически обоснован научно-педагогический фундамент корекционно направленного физичного воспитания детей раннего возраста со спастическим синдромом, что даѐт возможность виделить основные принципы коррекции физического развития указанного контингента детей: дуализм (дуальная пара крайних противоположных состояний); раннее начало реабилитационных мероприятий; комплексность; индивидуальность; спецификация; системный подход; природосообразность; онтогенетический принцип; принцип тонической гармонизации; принцип верховенства афферентации и полисенсорной интеграции; принцип приоритета мышечного релиза; вибрационно-волновой принцип. Создана рабочая модель системы коррекционного физического воспитания указанной категории детей и соответствующая технология коррекции двигательных нарушений для детей со спастическими парезами. Достижение целевого результата будет возможным лишь при условии полноценного функционирования в ней таких еѐ структурних блоков, как мониторинг физического развития и спастических двигательных нарушений (педагогическая диагностика моторной сферы детей), стратегия и тактика коррекционних мероприятий (их планирование на основе дифференциации и индивидуализации), собственно коррекция моторных нарушений спастического типа (организация двигательной реабилитации средствами коррекционного физического воспитания), контроль и соответствующая корректировка процесса деятельности системы (управление всеми составляющими еѐ компонентами). Создана методика педагогической диагностики физического развития детей раннего ввозраста со спастическим синдромом на основе комплексного подхода, в котором объеденены возможности авторского игрового тестирования с потенциалом клинического (неврологического) обследования. Впервые в коррекционной педагогике раннего детства были использованы системные возможности глобальной миофасциальной структуры тела ребѐнка для раскрытия феномена спастичности и поиска более эффективных путей коррекции связанных с нею проблем. Работа по нормализации состояния миофасциальных меридианов должна составлять особый подготовительный етап коррекции и всегда предшествовать занятиям по физическому воспитанию. Усовершенствована существующая педагогическая классификация двигательных нарушений у детей. Дополнено ещѐ один уровень поражения центральной нервной системи детей, а именно – торакальный, когда во внутриутробном периоде или во время родов угнетаются или травмируются нейронные спинальные структуры на уровне D1 ‒ D12. И хотя такая травма является относительно редкой, следствием еѐ может стать формирование гипертонических парезов мышц нижних конечностей по типу спастического парапареза. Разработана и проверена коррекционная стратегия преодоления соответствующих типологических комплексов двигательных нарушений спастического типа, что предполагает определѐнную логическую последовательность еѐ осуществления. Прежде всего должен реализоваться коррекционный вектор психофизической релаксации; вторым вектором должно быть высвобождение необходимой степени свободы в опорно-двигательном аппарате; третьим – вектор гармонизации мышечно-фасциальной системи, и только завершающим – вектор самостоятельного управления глобальными и локальными движениями. Такой подход должен быть реализован с постепенным снижением актуальности первичных коррекционных векторов (I ‒ II) и соответствующим возрастанием значимости более зрелых векторов коррекции (III – IV): I – II – III – IV. Выяснены наиболее адекватные теоретико-педагогические и методические условия улучшения моторной сферы детей раннего возраста со спастическим парезом двигательных нарушений средствами коррекционного физического воспитания. Разработана авторская междисциплинарная технология дифференцированного и индивидуализированного подхода к коррекции двигательных нарушений у детей раннего возраста со спастичнским синдромом, эффективность которой была убедительно доказана посредством формирующего педагогического експеримента. По его результатам у детей экспериментальных групп практически по всем показателям наблюдалось повышение результатов, которое было подтверждено методами математической статистики (P<0,01 ‒ 0,05). У детей из контрольных групп также имело место некоторое улучшение итоговых результатов, но его объективнсть не была подтверждена статистично (P>0,05).
The dissertation discusses the conceptual basis of effective system construction of adaptive physical education of tender age children with spastic syndrome of movement disorders. The current problem state of overcoming the consequences of the spastic state of child muscle by means of corrective physical education and exercise therapy is analyzed. The absence of a single integrated approach to solving the problems of child movement disorders overcoming by clinical methods and pedagogical capabilities usage was revealed. A working model of the adaptive physical education system for this child category and a corresponding correctional program for children with spastic paresis have been created. The existing pedagogical classification of child movement disorders has been improved, based on the level of inhibition focus localization of the central nervous system (supplemented by a thoracic type). The strategy (correction vectors) and tactics (individual correction programs) to overcome the corresponding typological complexes of spastic type movement disorders were developed and tested.
Based on the analysis of world experience of the studied problem, the developed working model and the necessary experimental studies, the most appropriate theoretical, methodological and methodical conditions for improving the motor sphere of tender age children with spastic paresis of movement disorders by means of adaptive physical education were found.