Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Становлення та розвиток теоретичних засад логопедії в Україні (друга половина XX століття – початок XXI століття)

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Ковальчук, Жанна Михайлівна
dc.date.accessioned 2020-11-26T18:26:37Z
dc.date.available 2020-11-26T18:26:37Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.citation Ковальчук, Жанна Михайлівна. Становлення та розвиток теоретичних засад логопедії в Україні (друга половина XX століття – початок XXI століття) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 – корекційна педагогіка / Ковальчук Жанна Михайлівна ; [наук. керівник Шеремет Марія Купріянівна] ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2020. - 18 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/32107
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячено цілісному історико-педагогічному аналізу процесу становлення та розвитку теоретичних засад логопедії в Україні з 1944 до 2019 рр. У дослідженні проаналізовано теоретичні та методологічні основи корекції порушень мовлення, що висвітлені в наукових доробках українських вчених. Розкрито суспільно-політичні, соціально-економічні, та організаційно- педагогічні чинники, що впливали на становлення та розвиток змісту наукової діяльності вітчизняних вчених в галузі логопедії, форми її організації та впровадження результатів досліджень; визначено передумови становлення теоретичних засад логопедії в Україні. На основі історико-логічного та порівняльного аналізу отриманих даних розроблено авторську періодизацію; відображено цілісну картину становлення і розвитку теоретичних засад логопедії в Україні. Уточнено і доповнено історико-педагогічні факти, що характеризують основні тенденції, закономірності та особливості наукової діяльності в галузі логопедії. Введено до наукового обігу маловідомі і невідомі архівні матеріали, історичні факти, пов’язані з розвитком теоретичних засад в логопедії Україні. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено целостному историко- педагогическому анализу процесса становления и развития теоретических основ логопедии в Украине с 1944 по 2019 гг. В исследовании проанализированы теоретические и методологические основы коррекции нарушений речи, которые были освещены в научных трудах украинских ученых. Раскрыты общественно- политические, социально-экономические и организационно-педагогические факторы, которые влияли на становление и развитие содержания научной деятельности отечественных ученых в области логопедии, формы ее организации и внедрение результатов исследований; определены предпосылки становления теоретических основ логопедии в Украине. На основе историко-логического и сравнительного анализа полученных данных разработана и научно обоснована авторская периодизация, где отражено целостную картину становления и развития теоретических основ логопедии в Украине: I период (1944-1955 гг.) – восстановление научной работы в области логопедии в Украине в послевоенные годы. В этот период ведущими тенденциями научных поисков стали: разработка теории и истории дефектологии, исследования психологии развития «дефективных детей», разработка основных принципов методики воспитательной работы в специальных школах и педагогических средств возвращения слуха и речи после контузии. II период (1955-1976 гг.) – становление и развитие теоретических основ дошкольной логопедии в Украине. Характерным вектором научной деятельности было обоснование целесообразности и определение высокой результативности коррекционных мер по преодолению нарушений речи в период дошкольного возраста, что в дальнейшем стало научной и методической основой организации широкой сети специальных ДОУ для детей с ТНР и другими нарушениями психофизического развития. III период (1976-1991 гг.) – развитие научно-методических основ дифференцированного обучения и воспитания детей с ТНР в условиях учреждений специального образования. В результате проведения ряда исследований были определены структура и природа нарушений речи, выявлены особенности психического развития детей с различными нарушениями речи и разработаны рекомендации по их внедрению в процесс разработки содержания, методов и средств коррекционного обучения; предложено дифференцированное обучения учащихся школ для детей с ТНР с учетом их психических возможностей, что дало более эффективные и качественные результаты в учебе. IV период (1991-2010 гг.) – интенсификация научных исследований в области логопедии в условиях независимой Украины. Ознаменовался созданием системы выявления и психолого-медико-педагогического изучения детей с нарушениями речи, разработкой оптимальных условий и содержания коррекционно- педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае. V период (2010 г.- по сей день) – современный период модернизации системы специального образования и науки в Украине. Для этого периода характерны новые подходы к дифференциации лиц с нарушениями речи, определение новых образовательных и коррекционно-развивающих ресурсов для их полной социализации, подготовка высококвалифицированных, четко дифференцированных по специализациям кадров. В работе уточнены и дополнены историко-педагогические факты, характеризующие основные тенденции, закономерности и особенности научной деятельности в области логопедии. Введено в научный оборот малоизвестные и неизвестные архивные материалы, исторические факты, связанные с развитием теоретических основ в логопедии Украины. ua
dc.description.abstract The dissertation research is devoted to a holistic historical and pedagogical analysis of the formation and development of the theoretical foundations of speech therapy in Ukraine from 1944 to 2019. The study analyzes the theoretical and methodological foundations of the correction of speech disorders, which were highlighted in the scientific works of Ukrainian scientists. Socio-political, socio-economic and organizational- pedagogical factors and a number of criteria that influenced the formation and development of the content of scientific activities of domestic scientists in the field of speech therapy, the form of its organization and implementation of research results are disclosed; prerequisites for the formation of the theoretical foundations of speech therapy in Ukraine are determined. On the basis of historical, logical and comparative analysis of the data obtained, author periodization is developed; The integral picture of the formation and development of the theoretical foundations of speech therapy in Ukraine is reflected. Historical and pedagogical facts that characterize the main trends, patterns and features of scientific activity in the field of speech therapy have been clarified and supplemented. Little-known and unknown archival materials, historical facts related to the development of theoretical foundations in speech therapy of Ukraine were introduced into scientific circulation. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject логопедія ua
dc.subject період ua
dc.subject наукова діяльність ua
dc.subject теоретичні основи ua
dc.subject діти з порушеннями мовлення ua
dc.subject вітчизняні вчені ua
dc.subject логопедия ua
dc.subject период ua
dc.subject научная деятельность ua
dc.subject теоретические основы ua
dc.subject дети с нарушениями речи ua
dc.subject отечественные ученые в области логопедии ua
dc.subject speech therapy ua
dc.subject period ua
dc.subject scientific activity ua
dc.subject theoretical foundations ua
dc.subject children with speech disorders ua
dc.subject domestic scientists in the field of speech therapy ua
dc.subject.classification 376.01-056.264(477)"1950-2019"(043.3) ua
dc.title Становлення та розвиток теоретичних засад логопедії в Україні (друга половина XX століття – початок XXI століття) ua
dc.title.alternative Становление и развитие теоретических основ логопедии в Украине (вторая половина ХХ века - начало XXI века) ua
dc.title.alternative Formation and development of the theoretical foundations of speech therapy in Ukraine (second half of XX century - beginning of XXI century) ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу