Дисертація присвячена дослідженню професійної рефлексії як механізму саморозвитку майбутніх психологів. Визначено психологічний зміст і сутність понять «саморозвиток майбутніх психологів» та «професійна рефлексія майбутніх психологів»; виокремлено структурні компоненти та складники професійної рефлексії – когнітивно-інформаційний, мотиваційно-ціннісний та регулятивно- поведінковий; сконструйовано її психологічну модель; емпірично досліджено психологічні особливості професійної рефлексії та саморозвитку майбутніх психологів, обґрунтовано критерії професійної рефлексії та саморозвитку, якісні та кількісні показники і рівні розвитку досліджуваних феноменів; доведено взаємозв’язок між саморозвитком й професійною рефлексією та вплив останньої на саморозвиток майбутніх психологів; розроблено, апробовано та доведено ефективність розвивальної програми та соціально-психологічного тренінгу підвищення потенціалу професійної рефлексії як механізму саморозвитку майбутніх психологів; розроблені методичні рекомендації викладачам, академічним кураторам та психологам закладів вищої освіти щодо підвищення потенціалу розвитку досліджуваного психологічного утворення.
Диссертация посвящена исследованию профессиональной рефлексии как механизма саморазвития будущих психологов. Осуществлен теоретический анализ саморазвития личности; проанализированы психологические механизмы указанного процесса; презентована рефлексия как механизм саморазвития личности юношеского возраста; показано влияние профессиональной рефлексии на личностное развитие и саморазвитие будущих психологов. Выделены структурные компоненты и составляющие профессиональной рефлексии – когнитивно- информационный (профессиональные знания, умения, качества), мотивационно- ценностный (мотивация к будущей профессии, эмоционально-ценностное отношение к ней, ценностное его принятия) и регулятивно-поведенческий (профессиональная саморегуляция, самоэффективность, готовность к профессиональной самореализации) профессиональной рефлексии.
В ходе эмпирического исследования определены психологические особенности профессиональной рефлексии и саморазвития будущих психологов и обоснованы критерии (владение теоретическими знаниями, сформированы профессиональные качества и умения, мотивированность и ценностное отношение к будущей профессии, готовность к реализации собственных профессиональных планов) профессиональной рефлексии и саморазвития (самообразование, самопознания, мотивация к ценностного самоотношения, самооценка себя как психолога, самосовершенствования профессиональной деятельности), качественные и количественные показатели и уровни (высокий, средний, низкий) исследуемых феноменов. Выявленные взаимосвязи между саморазвитием и профессиональной рефлексией и обоснована необходимость целенаправленной работы с составляющими профессиональной рефлексии, которые нарушают целостность развития исследуемого процесса. Представленна модель психологического сопровождения активизации профессиональной рефлексии как механизма саморазвития будущих психологов, для реализации которой разработана и апробирована развивающая программа и социально-психологический тренинг повышения ее потенциала. Доказана эффективность и необходимость внедрения данной программы. Разработаны методические рекомендации преподавателям высших учебных заведений по повышению потенциала развития изучаемого психологического образования.
The thesis is devoted to the study of professional reflection as future psychologists’ self-development mechanism. The psychological sense and the essence of the notions «future psychologists’ self-development» and «future psychologists’ professional reflection» were defined; the structural components in professional reflection were distinguished – cognitive informational, motivational value-based and regulative behavioural ones; its psychological model was built; the psychological peculiarities of future psychologists’ professional reflection and self-development was empirically studied; the criteria of professional reflection and self-development as well as qualitative and quantitative characteristics and development levels of the studied phenomena were revealed; the connection between self-development and professional reflection was proved together with the influence the reflection has on future psychologists’ self-development; the thesis developed, tested and proved the effectiveness of the developmental programme and social psychological training for improving the potential of professional reflection as future psychologists’ self-development mechanism; the methodological recommendations concerning the improvement in the developmental potential of the psychological notion under consideration for professors, academic advisors and university psychologists were developed.