Дисертаційна робота присвячена вивченню особливостей використання народної іграшки як засобу корекції розвитку образотворчої компетентності в учнів молодших класів зі зниженим зором. Визначені компоненти (когнітивний, діяльнісний та емоційно-ціннісний) образотворчої компетентності, їх діагностичні критерії та показники. Встановлений незадовільний стан використання народної іграшки в корекційно-виховному процесі спеціальної школи. Запропонована корекційно спрямована методика формування образотворчої компетентності у молодших учнів зі зниженим зором засобом народної іграшки, що спиралася на систему принципів та організаційні й дидактичні умови її реалізації. Експериментальна методика реалізовувалася у трьох напрямках: підвищення фахової компетентності педагогів, залучення батьків до позакласної діяльності та проведення навчальної і позакласної роботи з учнями. Доведена ефективність експериментальної корекційно спрямованої методики.
Диссертация посвящена изучению особенностей использования народной игрушки как средства коррекции развития изобразительной компетентности у учащихся младших классов со сниженным зрением. Установлено, что коррекционно-воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует развитию предметно-практической и творческой деятельности, самостоятельности детей со сниженным зрением и является важным фактором их психического развития. Определено, что современное состояние использования народной игрушки в специальных школах для детей со сниженным зрением является неудовлетворительным. Педагоги не знакомы с народной игрушкой и методике ее применения в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими сниженное зрение. Действующие учебные программы не предусматривают полноценного ознакомления учащихся начальных классов с народной игрушкой. В структуре изобразительной компетентности выделены следующие компоненты: когнитивный, который обеспечивает познание произведений искусства и способность самостоятельно и творчески создавать новые художественные образы; деятельностный и эмоционально-ценностный. Разработаны диагностические критерии и показатели уровней развития компонентов изобразительной компетентности. К диагностическим критериям когнитивного компонента отнесены: базовые знания о видах и назначении украинских народных игрушек; материалы и декоративная отделка народных игрушек; активность восприятия народной игрушки, самостоятельная познавательная деятельность личности. Критерии диагностического компонента: ориентирование на рабочей поверхности; самостоятельность в процессе организации и выполнения деятельности; технологические умения и навыки в изготовлении народной игрушки. Критерии эмоциональноценностного компонента: перенос имеющихся знаний и практических навыков в новые условия и ситуации, саморегуляция деятельности ученика. Констатировано, что показатели когнитивного компонента почти одинаковы как у детей с нормальным, так и со сниженным зрением. Показатели сформированности деятельностного компонента демонстрируют преимущество высокого и среднего уровней у респондентов с нормальным зрением и среднего и низкого уровней у учащихся со сниженным зрением. Показатели эмоционально-ценностного компонента определяют преимущество высокого и среднего уровня у исследуемых с нормальным зрением, а также среднего и низкого уровней у учащихся с пониженным зрением. Разработана коррекционная методика формирования изобразительной компетентности средством народной игрушки у младших учеников со сниженным зрением. Определены соответствующие педагогические условия по формированию изобразительной компетентности: организационные (формирование готовности педагогов к внедрению экспериментального обучения, подбор достаточного объема систематизированной информации об украинской народной игрушке, подбор украинских народных игрушек, доступных для изготовления учащимися, проектирование экспозиции школьного музея «Украинская народная игрушка») и дидактические (ресурснометодическое обеспечение экспериментальной деятельности). Экспериментальная коррекционная методика реализовывалась в трех направлениях: повышение профессиональной компетентности педагогов (семинары, тренинги, мастер-классы), привлечение родителей к внеклассной деятельности и проведению учебной и внеклассной работы с учащимися. Формирование компонентов изобразительной компетентности учащихся со сниженным зрением осуществлялось в специально организованной деятельности. Результаты формирующего эксперимента показали эффективность разработанной экспериментальной методики.
The dissertation work is devoted to studying the features of folk toys’ usage as a mean of correcting the development of art competence among pupils of elementary school with visual impairments. Components (cognitive, activity and emotionally valuable) of art competence, their diagnostic criteria and indicators are defined. The unsatisfactory state of using a folk toy in the correctional and educational process of a special school has been established. A correctional method of forming the art competence of primary school children with low vision by the means of folk toys, based on a system of principles and organizational, didactic conditions for its implementation. Experimental methodology was realized in three directions: improving the professional competence of teachers, involving parents in extracurricular activities and conducting educational and extracurricular work with students. The effectiveness of the experimental correction-oriented technique is proved.