На даний момент, виникла проблема вдосконалення та поглиблення знань випускників закладів загальної середньої освіти, необхідних для подальшої підготовки кваліфікованих фахівців у закладах професійної (професійно-технічної) освіти (ЗП(ПТ)О). Методи організації освітнього процесу, які застосовуються для закладів загальної середньої освіти, не можуть у повному обсязі ефективно використовуватися по відношенню до ЗП(ПТ)О. У дисертаційній роботі всебічно і ґрунтовно розглянуто проблеми і методи впровадження інтегрованого навчання технічних дисциплін і фізики у процесі підготовки фахівців середньої ланки техніко-технологічної галузі. Сформульовано проблему дослідження, обґрунтовано її актуальність, визначено об’єкт, предмет і мету дослідження, відповідно до яких сформульовано основні завдання, описано методи, які застосовувались для досягнення поставленої у роботі мети, розкрито наукову новизну та практичне значення здобутих результатів. Проведений аналіз психолого-педагогічної, методичної та спеціальної літератури, а також дисертаційних досліджень, надав змогу висвітлити окремі аспекти інтеграції навчання в ЗП(ПТ)О; визначити об'єктивні передумови впровадження інтеграції в освітній процес; розглянути різноманітні підходи до визначення терміну «інтеграція»; науково обґрунтувати необхідність упровадження інтеграції фундаментальних і професійно-технічних знань в освітній процес ЗП(ПТ)О, як вимогу сучасного виробництва щодо підготовки майбутніх фахівців. Розглянуті шляхи до реалізації інтеграції в навчанні. Розкрито методичні засади інтеграції навчання технічних дисциплін і фізики в професійно-технічних навчальних закладах. На основі розглянутих методичних засад обґрунтовано й розроблено структурно-функціональну модель інтеграції навчання технічних дисциплін та фізики в ЗП(ПТ)О. Надано характеристику освітніх заходів, педагогічних форм, методів навчання технічних дисциплін і фізики. Робоча гіпотеза дослідження полягає у припущенні, що ефективність інтеграції навчання технічних дисциплін і фізики у ЗП(ПТ)О буде високою за умов: організації навчання на засадах формування професійних знань та умінь учнів до обраної професії; у взаємозв’язку між дисциплінами, які здійснюються в методологічному, теоретичному і практичному аспектах, підвищенні педагогічної майстерності викладачів. Таким чином, сутність інтегрованого навчання полягає у створенні й реалізації цілісності із окремих компонентів. Розкрито особливості організації всіх етапів педагогічного експерименту, обґрунтовано показано ефективність інтеграції навчання технічних дисциплін і фізики в закладах професійної освіти, здійснено аналіз його результатів інтеграції із застосуванням статистичних методів. Результати дослідження підтверджують сформовану на початку дослідження робочу гіпотезу про формування інтегрованих знань з технічних дисциплін і фізики учнів ЗП(ПТ)О.
На данный момент, возникла проблема глубоких знаний выпускников учреждений общего среднего образования, необходимых для дальнейшей подготовки квалифицированных специалистов в учебных заведениях профессионального (профессионально-технического) образования (ЗП(ПТ)О). Методы организации образовательного процесса, которые применяются для учреждений общего среднего образования, не могут в полном объеме эффективно использоваться по отношению к ЗП(ПТ)О. В диссертационной работе всесторонне и основательно рассмотрены проблемы и методы внедрения интегрированного обучения технических дисциплин и физики в процессе подготовки специалистов среднего звена технико-технологической отрасли. Сформулирована проблема исследования, обоснованна ее актуальность, определены объект, предмет и цель исследования, согласно которым сформулированы основные задачи, описаны методы, которые применялись для достижения поставленной в работе цели, раскрыта научная новизна и практическое значение полученных результатов. Проведенный анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, а также диссертационных исследований дал возможность осветить отдельные аспекты интеграции обучения в ЗП(ПТ)О; определить объективные предпосылки внедрения интеграции в образовательный процесс; рассмотрены различные подходы к определению понятия «интеграция»; научно обоснована необходимость внедрения интеграции фундаментальных и профессиональнотехнических знаний в образовательный процесс ЗП(ПТ)О, как требование современного производства по подготовке будущих специалистов. Рассмотрены пути к реализации интеграции в обучении. Раскрыты методические основы интеграции обучения технических дисциплин и физики в профессионально-технических учебных заведениях. На основе рассмотренных методических основ обоснована и разработана структурнофункциональную модель интеграции обучения технических дисциплин и физики в ЗП(ПТ)О. Представлена характеристика образовательных мероприятий, педагогических форм, методов обучения технических дисциплин и физики.
Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность интеграции обучения технических дисциплин и физики в ЗП(ПТ)О будет высокой при условиях: организации обучения на основе формирования профессиональных знаний и умений учащихся к выбранной профессии; во взаимосвязи между дисциплинами, которые осуществляются в методологическом, теоретическом и практическом аспектах, повышения педагогического мастерства преподавателей. Таким образом, суть интегрированного обучения состоит в создании и реализации целостности из отдельных компонентов. Раскрыты особенности организации всех этапов педагогического эксперимента, обоснованно показана эффективность интеграции обучения технических дисциплин и физики в учреждениях профессионального образования, осуществлен анализ его результатов интеграции с применением статистических методов. Результаты исследования подтверждают сложившуюся в начале исследования рабочую гипотезу формирования интегрированных знаний с техническим дисциплинам и физики учеников ЗП(ПТ)О.
Currently, there is a problem of improving and dipping the knowledge of graduates of high school (HS), which are qualified experts in technical schools (TS). Organizational methods of educational process in general secondary education can't be used at TS effectively in full. In the dissertation problems and methods of the implementation of integrated study of technical disciplines and physics in the process of the preparing of specialists of the middle link of the technical and technological industry are reviewed thoroughly and comprehensively. The problem of research is formulated, its relevance is justified, the object, subject and purpose of research are defined according to which the main tasks are formulated, the methods which were used for the reaching of the main purpose are depicted, the scientific novelty and the practical significance of the obtained results are disclosed. The analysis of psychological, pedagogical, methodical and special literature, and dissertation research, which cover some aspects of introduction of integration into, the educational process are defined, different approaches to the definition of the term “integration” are reviewed; the need of implantation of integration of fundamental and professional technical know ledges into the educational process in high and technical schools is scientifically substantiated as is scientifically substantiated as a recruitment of modern production for the training of the future specialists. The ways to the implementation of integration in teaching are reviewed. The methodical principles of the integration of the teaching of technical disciplines and physics at the vocational schools are disclosed. The structural and functional model of integration of technical disciplines and physics teaching at HS and TS on the basis of the considered theoretical and technical disciplines and physics at HS and TS. The description of the educational activities. Pedagogical forms, teaching is given. The working hypothesis of research is in the assumption, that effectiveness of integration of teaching of technical disciplines and physics in technical school will be high on condition: the organization of training on the basis of the formation of professional knowledge and skills in the chosen profession, the interrelation ship between disciplines implemented in methodological, theoretical and practical aspects, the improving of pedagogical skills of the teaches. So the essence of the integrated teaching is in the formation and realization of the integrity which consists of small components. The peculiarities of organization of all types of pedagogical experiment are exposed the effectiveness of the integration of the technical disciplines and reasonably shown, the analysis of its results integration is performed using static methods. The results of research confirm working hypothesis which was formed at the beginning of study, the formation of the integrated knowledge of technical disciplines and physics of students HS and TS.