У дисертації здійснено аналіз комунікативної природи механізму «відчуження-привласнення» та визначено, що найважливішою властивістю соціальної системи з точки зору комунікативної теорії є аутопоезис, коли соціальна реальність, в якій збільшують ознаки нелінійного розвитку, формується на межі самоопису та саморозрізнення. Здатність сучасного соціуму до саморефлексії та самотворення породжують практики комунікації ризомного характеру, яким притаманна внутрішньосистемна невизначеність. Ретроспективно проаналізовано змістовне наповнення категорій «відчуження» та «привласнення», які в сучасних умовах набувають нових ознак та акцентовано увагу на значимості соціокультурних детермінант становлення механізму «відчуження-привласнення». Здійснено аналіз змістовного наповнення зазначених категорій в українському інтелектуальному дискурсі та в рамках дихотомії «відчуження-привласнення» розглянуто межі реалізації свободи людини. Зазначено, що в контексті адаптації до сучасних викликів і зменшення негативних проявів відчуження, особливого значення набуває пізнавальне привласнення, висока самоорганізація, особиста відповідальність та самовизначення в процесі творення нової соціальної реальності.
В диссертации осуществлен анализ коммуникативной природы механизма «отчуждения-присвоения» и определено, что важнейшим свойством социальной системы в её коммуникативной теории является аутопоезис, когда социальная реальность, в которой повышаются показатели нелинейного развития, формируется на границе самоописания и саморозграничения. Поэтому способность современной социальной системы к саморефлексии, а также к самосозиданию способствует появлению новых коммуникативных практик ризомного характера, которым присуща внутренняя неопределенность. В ретроспективе проанализировано смысловое наполнение категорий «отчуждение» и «присвоение», которые в современных условиях приобретают новые признаки. Обосновывается значение социально-экономических факторов в жизнедеятельности людей, по-разному влияющих на их поведение и формирующие индивидуально-личностную специфику отчуждения в новых социально-экономических условиях, поскольку отчуждение является объективным фактором в развитии социально-культурной природы человека па всех этапах его становления. Механизм «отчуждения-присвоения» возможно рассматривать как взаимообусловленный процесс конструирования новой социальной реальности, при котором мир из внешнего, чужого становится своим, собственным, тем самым создаются необходимые предпосылки для реализации творческого потенциала и саморазвития личности на основе естественной, неискаженной коммуникации. Акцентировано внимание на значении социокультурных детерминант становления механизма «отчуждения-присвоения». Осуществлен анализ смысловой нагрузки обозначенных категорий в украинском интеллектуальном дискурсе, а также в рамках дихотомии «отчуждение-присвоение» рассмотрены границы реализации свободы человека. Подчеркнуто, что эволюция механизма индивидуального присвоения осуществляется в контексте адаптации человека к новой социальной реальности, к более совершенным формам коммуникаций, которые в условиях современности выходят на новый, более совершенный способ взаимодействия и открывают новые возможности для присвоения. Новейшие информационные и мультимедийные технологии, которые стают все более интерактивными, позволяют человеку влиять на характер социального взаимодействия, а также изменять его, создавать альтернативные культурные пространства, способные влиять на изменения типа человека и особенности развития общества. В контексте адаптации к современным вызовам и уменьшения негативных последствий отчуждения, особое значение приобретает познавательное присвоение, высокая самоорганизация, личная ответственность и самоопределение в процессе конструирования новой социальной реальности. Социальная интеграция достигается на коммуникативном уровне, а проявление отчуждения нивелируются в процессе присвоения, самоопределения, в творческой деятельности, в природной коммуникации. Интенсивность общечеловеческой коммуникации, «прозрачность» современных границ способствует проникновению на территорию Украины массивного информационного потока, что создает проблемы сохранения этнонациональных особенностей и функционирования механизма самосозидания этноса. Бездумное присвоения чужого социокультурного опыта не соответствует нашим мировоззренческим установкам, самобытным традициям, национальной идентичности, нашим национальным интересам, поэтому очень важным фактором становится присвоение этнонациональных традиций для самосохранения, самосозидания нации. Решение проблемы отчуждения в современных условиях связано с целым комплексом социально-мировоззренческих проблем и глобальных опасностей для человека, поскольку имеет значительное влияние на качество жизни людей, уменьшает их возможности перспектив прогнозирования, критического осмысления современных реалий и эффективных реакций на запросы и стремительные изменения современности.
In thesis communicative character of mechanism «alienation-assumption» is analysed and determined that the most important feature of social system from the communicative point of view is autopoesis, when social reality, in which characteristics of non-linear development are increased, forms on the line of self-description and self-recognition. Capacity of modern society to self-reflectiveness and self-realization create communication practices of rhizom character which is inherent to internally systematic incertitude. Retrospectively is analysed substantive content of categories «alienation» and «assumption, which under current conditions gain new characteristics and emphasized the importance of sociocultural determinants of mechanism «alienation -assumption» formation. Analysis of substantive content of mentioned categories in Ukrainian intellectual discourse is made and within dichotomy «alienation -assumption» limits of freedom realization of individual are reviewed. It is stated that in the context of adaptation to modern processes and reduction of negative display of exclusion, special importance gains cognitive assumption, high self-organization, personal responsibility and self-determination in the process of new social reality creation.