Дисертацію присвячено проблемі розвитку професійної Я-концепції вчителів початкової школи в умовах інноваційної діяльності. Розкрито зміст і структурно-функціональні особливості професійної Я-концепції вчителів початкової школи, схарактеризовано інноваційну педагогічну діяльність як чинник особистісно-професійного розвитку вчителів, окреслено теоретичну модель професійної Я-концепції вчителів початкових класів. Виявлено особливості розвитку професійної Я-концепції вчителів початкових класів в залежності від умов (інноваційні чи традиційні) педагогічної діяльності. Визначено критерії (знання про власні професійно значущі якості, уявлення про професійно важливі якості вчителя-професіонала в ідеалі, інтерес до пізнання себе як професіонала, розуміння себе як професіонала, адекватність професійної самооцінки, позитивне ставлення до себе як професіонала, делегування відповідальності за значущі події у професійно важливих сферах життєдіяльності, повсдінковий потенціал, саморегуляція) і рівні (високий, середній і низький) розвитку професійної Я-концепції вчителів початкової школи. Встановлено динаміку розвитку цілісної професійної Я-концепції й окремих її складових (когнітивної, емоційно-оцінної, поведінково-регулятивної) вчителів початкової школи в залежності від стажу інноваційної педагогічної діяльності. Обгрунтовано, розроблено й апробовано програму оптимізації розвитку професійної Я-концепції вчителів початкової школи, що працюють в умовах інноваційної діяльності, та проаналізовано ефективність її впровадження.
Диссертация посвящена проблеме развития профессиональной Я-концепции учителей начальной школы в условиях инновационной деятельности. На основании анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме выявлены сущность и структура феномена профессиональной Я-концепции, содержание и структурно-функциональные особенности профессиональной Я-концепции учителей начальной школы, охарактеризована инновационная педагогическая деятельность как фактор личностно-профессионального развития учителей начальной школы. По результатам теоретического анализа предложена модель профессиональной Я-концепции учителей начальных классов, которая содержит такие структурные составляющие: когнитивную (знания о личных профессионально значимых качествах, представления о профессионально важных качествах в идеале учителя-профессионала, интерес к познанию себя и понимание себя как профессионала и субъекта профессиональной деятельности), эмоциональнооценочную (профессиональная самооценка как наличие критической позиции учителя-профессионала относительно того, чем он владеет, и профессиональное самоотношение как сложные чувства (глобальное и специфические) учителя-профессионала относительно самого себя), поведенческо-регулятивную (потенциальная способность к определенному образу действия относительно объекта, которым выступает сам субъект профессиональной деятельности). Выделенные критерии структурно-функциональных составляющих профессиональной Я-концепции позволили оценить уровень их развития, а также обозначить и охарактеризовать уровни развития целостной профессиональной Я-концепции как высокий, средний, низкий. В работе излагаются результаты экспериментального исследования особенностей развития профессиональной Я-концепции учителей начальных классов в зависимости от условий (инновационные или традиционные) педагогической деятельности. Определено, что учителя-инноватики имеют более развитую профессиональную Я-концепцию, чем учителя, которые работают традиционно, и что их профессиональные Я-концепции отличаются по когнитивной (самоинтерес), эмоционально-оценочной (удовлетворенность своим Я, интегральное самоотношение, самоуважение, ожидание положительного отношения со стороны других, самопринятие) и поведенческо-регулятивной (интернальность в сферах достижений и производственных отношений, общая готовность к саморазвитию, готовность изменять себя, самоуверенность, саморуководство и самопоследовательность) составляющим. Установлено динамику развития целостной профессиональной Я-концепции и отдельных ее составляющих учителей начальной школы в зависимости от стажа инновационной педагогической деятельности. Выявлены тенденции в развитии составляющих профессиональной Я-концепции учителей начальной школы при увеличении инновационного стажа: несколько повышается (прогрессирует) уровень развития когнитивной составляющей, относительно не изменяется (стагнация) уровень развития эмоционально-оценочной составляющей, уменьшается (регрессирует) уровень развития поведенческо-регулятивной составляющей. Обоснована необходимость целенаправленного психоразвивающего влияния на профессиональную Я-концепцию учителей-инноватиков, с учетом чего разработана и апробирована программа оптимизации развития профессиональной Я-копцепции учителей начальной школы, которые работают в условиях инновационной деятельности, прослежены результаты и проанализирована эффективность ее внедрения. Исследование показало возможность оптимизации развития профессиональной Я-концепции и отдельных ее составляющих у учителей-инноватиков начальной школы средствами авторской программы психологического тренинга развивающей направленности с элементами психокоррекционной и информационно-познавательно-просветительской работы и с интенсивным использованием интерактивных методов и методик взаимодействия.
The Dissertation is dedicated to the problem of development of the professional I-concept of elementary school teachers who work in the innovational activities mode. The author expands on the meaning and structural and functional peculiarities of the professional I-concept of elementary school teachers; characterizes innovational pedagogical activities as a factor of personal and professional development of teachers; describes theoretical model of the professional I-concept of elementary school teachers. The author discovers peculiarities of development of the professional I-concept of elementary school teachers which depend on pedagogical activities mode (traditional or innovational). Criteria (awareness of own professionally important characteristics, ideal image of professionally important characteristics of a professional teacher, interest towards knowing her or himself as a professional, understanding her or himself as a professional, adequacy of professional self-esteem, positive attitude to her or himself as a professional, delegating responsibility for important events in the professionally important life spheres, behavioral potential, self-regulation) and levels (high, medium and low) of the development of professional I-concept of elementary school teachers are defined in the Dissertation. The author determines the dynamics of the development of the holistic professional I-concept and its separate constituents (cognitive, emotional-evaluative, behavioral-regulatory) of elementary school teachers and shows its correlations with time period of innovational pedagogical activities. The author proves, develops and approbates the program which optimizes the development of professional I-concept of elementary school teachers who work in the innovational activities mode. The author traces the results of the program and analyzes the effectiveness of its implementation.