У дисертації наведене теоретичне узагальнення і нове вирішення наукової проблеми, що виявляється у створенні факультативного курсу „Хімія навколо нас” для учнів 4-6 класів загальноосвітніх навчальних закладів та методики формування пропедевтичних знань з хімії про речовини, їх властивості і перетворення. Організаційні форми (уроки, екскурсії), методи (хімічний експеримент, самостійна робота, ігри та ін.) засоби (Інтернет, телекомунікації, медіаосвіта, аудіовізуальні, хімічний експеримент та ін.) є складовими методичної основи пропедевтики хімічних знань учнів 9-12 років. Розроблено модель процесу формування пропедевтичних хімічних знань учнів 4-6 класів, в якій представлені взаємозв’язані компоненти: соціальне замовлення, принципи організації і навчання на факультативних заняттях, зміст, форми, методи і засоби навчання. Запропонована методика ґрунтується на двох групах принципів дидактики: 1) науковості, доступності, наочності, зв’язку навчання з життям, розвивального навчання; 2) елективності; природовідповідності; трансляції емоцій. Вони є безпосередньою умовою забезпечення навчання, розвитку і виховання учнів.
В диссертации представлено теоретическое обобщение и новое решение научной проблемы, состоящей в создании методики формирования пропедевтических знаний по химии о веществах, их свойствах и превращениях на факультативных занятиях курса «Химия вокруг нас» для учащихся 4-6 классов общеобразовательных учебных заведений. В рамках пропедевтического курса «Химия вокруг нас» созданы программы факультативных занятий «Вещества на кухне», «Вещества в аптечке», «Вещества в ванной комнате», «Вещества сада и огорода», «Химия в быту», «Химия и косметика», «Химия и автомобиль». Показана мобильность программ и их разделов при их внедрении как в младших классах, та и в классах основной школы. Проанализировано состояние проблемы реализации такой организационной формы обучения, как факультативные занятия в практике средней школы. Анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы позволил определить методические основы формирования знаний учащихся о веществах, окружающих человека, и об элементарных превращениях, которые с ними происходят. Это дало возможность на факультативных занятиях для 4-6 классов сделать приоритетными методы - химический демонстрационный и ученический эксперименты, а также самостоятельную работу и дидактические игры на химические темы. Подготовлена теоретическая база для разработки методики использования химических опытов как известных в школьной практике, так и новых, отвечающих дидактическим принципам научности, доступности и требованиям к выполнению демонстрационного и ученического эксперимента, в первую очередь, касающихся безопасности жизни и здоровья учащихся. В качестве организационных форм обучения наряду с уроком, использованы экскурсии в аптеку, химическую лабораторию, на производство, домашние творческие работы. Кроме химического эксперимента, широко применялись инновационные средства обучения: мультимедийные, Интернет, аудиовизуальные. В соответствии с принципами минимизации, единства структуры и функции создана модель пропедевтики знаний о веществах и их превращениях у учащихся 4-6 классов, на основании которой разработана и внедрена методика. В модели представлены взаимосвязанные компоненты; социальный заказ, принципы организации обучения на факультативных занятиях, содержание, формы, методы и средства обучения. Весь процесс формирования знаний об окружающих человека веществах дома, в природе, на работе, в школе строится на двух условно поделенных группах принципов дидактики: 1) принципы обучения - это научности, доступности, наглядности, связи обучения с жизнью, развивающего обучения; 2) принципы организации учебного процесса - это элективности, природосообразности, трансляции эмоций. Данные принципы определяют методические и педагогические условия успешного обучения, развития и воспитания учащихся. В диссертации в виде фрагментов уроков, практических работ и экскурсий представлены конкретные рекомендации по формированию понятий о веществах, с которыми человек встречается на кухне, в ванной комнате, использует в быту и так далее, и чувственных представлений об элементарных химических явлениях в живой и неживой природе. Доказано, что уровень развития учащихся 9-12 лет позволяет им воспринимать, осмысливать и терминологически выражать элементарные химические понятия, правила и некоторые термины. Экспериментально доказана возможность и целесообразность введения в 4-6 классах факультативных занятий по химии, целью которых является пропедевтика элементарных химических знаний об окружающих человека веществах. Полученные результаты говорят о том, что целенаправленная деятельность по формированию пропедевтических знаний и представлений по химии на факультативах для учащихся 4-6 классов влияет на приращение знаний и по другим предметам естественнонаучного цикла. Это подтверждено вычисленной корреляцией (по Спирмену) между результатами обучения предметам естественнонаучного цикла и результатами обучения химии на факультативах (0,8113). Доказано, что формирование познавательных интересов учащихся можно осуществлять и в процессе пропедевтики элементарных химических знаний и представлений на факультативных занятиях для 4-6 классов.
The Dissertation contains theoretical generalization and new solution of a scientific problem, that is found out in creating methods of propaedeutic knowledge forming in chemistry about substances, their peculiarities and their changes in the course ‘Chemistry around us’ at optional classes for pupils of the 4-6 forms. Questions of organization, methods, means are components of methodic basis of chemistry knowledge propaedeutics for pupils aged from 9 up to 12. The model of forming propaedeutic knowledge process in chemistry for pupils of the 4-6 forms is worked out, where there is a clear representation of the components intercommunicated: social order, organizing and teaching principles at optional classes, contents, forms and teaching means.