У дисертації запропоновано авторську концепцію пореволюційної політичної думки російського зарубіжжя як єдиного ідейно-теоретичного масиву, чинника багатовимірного процесу формування модерної державної ідентичності. Визначено понятійний апарат, концептуально-теоретичні і методологічні основи дослідження, структуру та підходи до класифікації пореволюційної політичної думки.
Досліджено теоретичні пошуки російських вчених-емігрантів, які у нових оригінальних ідейно-політичних концепціях намагалися реалізувати ключові принципи традиційної державної ідентичності. Крізь призму російської пореволюційної політичної думки проведено аналіз ідейно-теоретичних підвалин сучасних геополітичних процесів і визначено історико-політичні передумови формування модерної державної ідентичності.
В диссертации проведено исследование концептуальных основ политической мысли русского зарубежья в контексте осмысления государственной идентичности. Предложена авторская концепция пореволюционной политической мысли русского зарубежья как целостного идейно-теоретического массива, возникшего и развивавшегося в рамках единого мировоззрения и являющегося важным фактором формирования современной государственной идентичности суверенной Украины в контексте противодействия информационной агрессии и реализации ее евроинтеграционных устремлений.
Разработана классификация пореволюционной политической мысли русского зарубежья, в которой выделены следующие направления: политические концепции, которые развивались в рамках традиционных идейно-политических течений:, политические концепции «третьего пути», созданные на основе синтеза традиционных российских ценностей и новых эффективных форм народовластия; политические концепции молодежных организаций российских эмигрантов, возникших вследствие включения эмиграции в общеевропейский политический процесс. Исследован многогранный процесс институционализации российской послереволюционной эмиграции,
обусловивший ее сплочение в единый социально-культурный организм - русское зарубежье, имевший четкие пространственно-временные рамки.
На основе анализа специфики государственного развития установлено, что термин «национальная идентичность», который в европейском политическом дискурсе является исчерпывающим, в украинских реалиях приобретает характер конфликтности. Обосновано распространение в украинском общественно-политическом дискурсе термина «украинская государственная идентичность», что позволит нивелировать историко-семантическую двусмысленность терминологических ориентиров
идентификации и обеспечить согласование отечественного понимания феномена идентичности с европейским теоретическим контекстом.
Установлено, что мыслители-эмигранты последовательно отстаивали идею органичности государственного развития как фундамента культурно-политической конструкции государственной идентичности. Подчеркнута идеологическая преемственность политической мысли и сохранение имперско-мессианской парадигмы российской государственности. Имперская идея не только определяет методологическое единство пореволюционной политической мысли русского зарубежья, но и связывает ее с «русско-православной» идентичностью Белого движения, имперскими дореволюционными дискурсами и современными геополитическими амбициями. Установлено, что русская национальная идея, благодаря пластичности этнического организма государства, унаследованной от кочевых империй Великой степи, стремится выйти за национальные рамки. Подчеркнуто, что пореволюционная теория национальной трансформации общества опирается на идею политической консолидации и гомогенизации общества путем утверждения панроссийской идентичности.
Обоснована необходимость изменения приоритетов идентификации в полиэтнических государствах. Подчеркнуто, что в координатах эффективной государственной самоидентификации этническая идентичность должна уступить место государственной идентичности, а все жители соседних стран, независимо от степени этнического родства, должны рассматриваться гражданами государства как «другие».
Установлено, что привлекательная с точки зрения опровержения идеологемы славянского единства идея «Московия — продукт ордынского государства», несет в себе опасность легкомысленного самоуспокоения. Именно через признание и объективное изучение общего можно с максимальной взвешенностью оценок определить различия, которые предоставят возможность формировать исторически адекватную и
органическую украинскую государственную идентичность. Доказано, что сквозь призму русской послереволюционной политической мысли проблема становления современной украинской государственной идентичности и государственной самоидентификации Украины решается в плоскости
однозначного геополитического выбора, а формирование современной украинской государственной идентичности должно опираться на осознание государственного потенциала Украины и украинского народа, уже
неоднократно и достаточно успешно реализованного в истории.
The dissertation presents the author’s concept of the post-revolutionary political thought of the Russian expatriate community as the single ideological and theoretical array, the factor of the multidimensional process of forming of the identity of the state. The conceptual apparatus, the conceptual, theoretical and methodological foundations of research, as well as the structure and approaches to the classification of the post-revolutionary political thought arc determined.
The theoretical searches, perfonned by the Russian emigre scholars, who tried to realize the key principles of the traditional state identity in their new original ideological and political concepts, are analyzed. The analysis of the ideological and theoretical foundations of the mo dem geopolitical processes is carried out through the prism of the Russian post-revolutionary political thought and the historical and political prerequisites for the formation of the modem state identity are determined.