Дисертацію присвячено проблемі формування виконавсько-просвітницьких
умінь майбутніх педагогів-музикакнтів у процесі фортепіанного навчання.
Представлено музично-педагогічну модель просвітницької діяльності студентів у
контексті їх адаптованостідо сучасних соціокультурних змін через посилення знань в галузі історії та теорії музики у межах світового мистецтва, вмінням
застосовувати ці знання в музично-просвітницькій діяльності;застосуванням
арсеналу професійних умінь, пов’язаних з практичним здійсненням музичнопросвітницької діяльності (музично-виконавська майстерність, артистизм,
образна, змістовна мова, комунікативні уміння і навички, емоційна
переконливість тощо); сформованістю і вільним володінням системою
методичних умінь,необхідних для планування і організації музичнопросвітницької діяльності, наявністю організаційних здібностей.
творчої складової у всіх видах виконавської підготовки. Крізь призму
феноменологічного, синергетичного, аксіологічного, особистісно-орієнтованого
і тезаурусного підходів визначено структуру виконавсько-просвітницьких
умінь, яка складпється з музично-когнітивного, мисленнєвоопераційного,комунікативно-операційного, інтерпретаційно-компетентнісного
компонентів, та методики їх формування в процесі фортепіанного навчання.
Відповідно готовність студентів до музично-просвітницької діяльності
характеризується наявністю стійкого позитивного емоційно-ціннісного
ставлення до музичного просвітництвв; володінням системою спеціальних
Диссертация посвящена проблеме формирования исполнительскопросветительских умений будущих педагогов-музикакнтив в процессе
фортепианного обучения. Представлена музыкально-педагогическая модель
просветительской деятельности студентов в контексте ее адаптированности к
современным социокультурным изменениям благодаря усилению творческой
составляющей во всех видах исполнительской подготовки.
Готовность студентов к музыкально-просветительской деятельности
характеризуется устойчивым положительным эмоционально-ценностным
отношением к музыкальному просветительству; владением системой
специальных знаний в области истории и теории музыки, возможностью
использовать эти знания в разнообразных условиях; владением арсеналом
профессиональных умений, связанных с практическим осуществлением
музыкально-просветительской деятельности (музыкально-исполнительское
мастерство, артистизм, образная, содержательная речь, коммуникативные
навыки, эмоциональная убедительность и т.п.); сформированностью и
свободным применением системы методических умений, необходимых для
планирования и организации музыкально-просветительской деятельности,
наличием организационных способностей.
Сквозь призму феноменологического, синергетического,
аксиологического, личностно-ориентированного и тезаурусного подходов
определена структура исполнительско-просветительских умений, которая
состоит из музыкально-когнитивного, мыслительно-операционного,
коммуникативно-операционного, интерпретационно-компетентностного
компонентов и методики их формирования в процессе фортепианного
обучения. В работе также представлены педагогические принципы,
выработанные на основе обобщения просветительского опыта выдающихся
музыкантов-педагогов. Разработаны педагогические условия и группы методов, формирующих исполнительско-просветительские умения будущих педагоговмузыкантов.
Thet hesisis devoted to the problem of the formation of performin gand
education alskills of future teachers-musicians in the process of piano teaching. The
musical and pedagogical projection of the education al activities of students in the
contex to fitsadaptation to modern socio-cultural changes throughstreng the ning the
creative componentinalltypes of performing training is presented.
The readiness of students formusical education is characterized by a
stablepositiveemotionalvalueattitudetomusicalenlightenment; possession of a system
of special know ledgein the field of history and the ory of music, the ability to use
this know ledgein a variety of conditions; possess ionofanarsenal of professionals
killsrelated to the practicalimplementation of musical and educational activities
(musical performanceskills, artistry, imaginative, meaningfulspeech, communications
kills, emotional persuasion, etc.); formation and free useof the system of
methodologicals kills neces sary for the planning and organization of musical and
educational activities, the presence of organization alskills.
The musical and pedagogical projection of the educational activities of
students in the context of the iradaptationto modern socio-cultural changes and streng
the ning the creative componentinalltypes of performing training is presented.
Through the prism of pheno menological, synergistic, axiological, personalityorientedandthesaurusapproaches, the structure of performing and educationalskills is
defined, whichconsistsofmusical-cognitive, mental-operational, communicativeoperational, interpretative-competence components and methodsof their formation in
the process of piano learning. The methodology also presents pedagogical principles
developed on the basis of a generalization of the education alexperience of
outstanding musicians and teachers. Developed pedagogical conditionsandgroups of
methods that form the performance and educationalskills of future teachers and
musicians.