Дисертаційна робота присвячена розробці і теоретичному обгрунтуванню технології розвитку аналітичного мислення студентів у процесі навчання вищої математики, впровадження якої забезпечує покращення навчальних досягнень студентів та сприяє підвищенню інтересу до математики як інструменту для розв’язання професійних задач фахівців технічних спеціальностей. Шляхом аналізу психологічної та педагогічної літератури деталізована суть та структура поняття «аналітичне мислення», критерії та рівні його сформованості. Досліджено особливості вивчення математичних дисциплін у технічному університеті на предмет їх впливу на розвиток аналітичного мислення студентів. На основі системно-синергетичного, проблемно-діяльнісного та особистісно орієнтованого підходів створено та науково обґрунтовано концептуальну модель розвитку аналітичного мислення студентів технічних університетів, яка функціонує в межах кредитно-модульного навчання та складається з технології розвитку аналітичного мислення студентів та комплексу педагогічних умов, які сприяють ефективній її реалізації. Представлено поетапне впровадження у навчальний процес вищого технічного закладу технології розвитку аналітичного мислення студентів у процесі вивчення вищої математики. Ефективність запропонованої моделі експериментально доведена.
Диссертация посвящена проблемам методики обучения математики студентов высших технических университетов I — IV уровня аккредитации, а именно: разработке и теоретическому обоснованию технологии развития аналитического мышления в процессе изучения математических дисциплин, реализация которой обеспечивает улучшение учебных достижений студентов и повышает интерес к изучению математики как основному инструменту всех специальностей технического университета. Разработанная дидактическая модель развития аналитического мышления студентов технических университетов в процессе изучения математических дисциплин состоит из теоретически обоснованной технологии развития аналитического мышления студентов, комплекса педагогических условий, усиливающих эффективность предложенной технологии, и методики их реализации. На основании анализа психологической и педагогической литературы детализирована сущность и структура понятия «аналитическое мышление», критерии и уровни его развития. Под аналитическим мышлением автор подразумевает комплексную способность личности быстро и сознательно осуществлять операции мышления, чтобы, опираясь на существенные признаки объектов и явлений, правильно выстраивать понятия и, подчиняясь законам логики, выводить следствия из данных условий и прогнозировать другие решения. Выделены критерии (операционно-деятельностный, понятийно-логический, результативно-рефлексивный) и уровни (низкий, средний, достаточный, высокий) развития аналитического мышления студентов. Развитие аналитического мышления студентов — это динамический процесс, последовательные и направленные изменения: 1) личности студента - его мотивационной сферы; 2) структуры аналитического мышления - трансформации от фактического уровня к высокому. Мощным потенциалом для такого развития владеют математические дисциплины. Экспериментально подтверждено, что между уровнем развития аналитического мышления студентов и их учебными достижениями по математике существует тесная связь (коэффициент корреляции 0,968). Однако в техническом университете особенностью математической подготовки есть ее прикладной характер: математика рассматривается как средство для решения профессиональных задач. В связи с этим большинство утверждений не доказывается, а только сообщаются основные положения и формулы. Такая учебная деятельность не способна эффективно влиять на развитие аналитического мышления. В процессе исследования выявлена необходимость разработки такой технологии обучения, которая бы позволила повысить уровень аналитического мышления и одновременно качество математической подготовки студентов. Технология развития аналитического мышления функционирует в пределах существующей в высшей школе кредитно-модульной системы обучения и содержит такие структурные блоки: дидактико-целевой (цель, задачи и принципы); содержательный блок (инвариантная и вариативная часть); процессуальный блок (формы, методы и способы самостоятельной деятельности); диагностикокоррективный блок служит для оценки полученных результатов и определяет дальнейшее движение учебного процесса. Теоретико-методологическим основанием технологии служат системносинергетический, проблемно-деятельностный и личностно ориентированный подходы. Показано, что развитие аналитического мышления студентов в процессе изучения математики представляет собой дидактически целесообразное сочетание изучение теоретического материала с его практическим применением, то есть специфической учебно-познавательной деятельности, которая также содержит этапы аналитико-синтетической деятельности. Обосновано и экспериментально проверено, что технология функционирует эффективней, если будет реализован комплекс педагогических условий: актуализация и активизация познавательных мотивов, которые стимулируют умственную деятельность студентов; согласование содержания государственных стандартов и личностного саморазвития, что является основой для усвоения студентами логических и содержательных форм их деятельности; готовность преподавателя управлять процессом развития аналитического мышления студентов. Установлено, что развитие аналитического мышления студентов и усвоение ими теоретического материала при изучении высшей математики эффективно, если они (студенты) выступают субъектами этой деятельности. Рассмотрены пути реализации предложенной модели развития аналитического мышления студентов при изучении высшей математики: 1) создание учебнометодического комплекса; 2) введение проблемных ситуаций при изучении нового материала на лекциях по следующей схеме: исследование эмпирического материала и его математизация, логическое выстраивание полученных результатов, применение при решении задач; 3) широкое использование обобщающих таблиц, опорных схем; 4) введение комплекса заданий, позволяющих выстраивать обучение поэтапно, постепенно повышая сложность задач. Органическое сочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий обучения позволяет эффективно организовать самостоятельную учебнопознавательную деятельность студентов, что способствует развитию аналитического мышления. Апробация модели в учебном процессе при изучении высшей математики показала, что в результате ее внедрения повышается уровень развития аналитического мышления студентов, растет интерес к изучению математических дисциплин, улучшается качество математического обучения. Перспективность исследования заключается в том, что изложенные в нем теоретические положения и практические рекомендации призваны оказать помощь преподавателям в построении учебного процесса при обучении высшей математики, направленного на развитие аналитического мышления.
The dissertation work is devoted to the problems of mathematical teaching methods for students of technical higher education institutions of I - IV accreditation level; to be precise it is dedicated to development and implementation of the learning technology of higher mathematics, which provides analytical thinking development of students simultaneously with their achievement of necessary education standards as well as encouragement of interest increase to study mathematics as the core instrument to all qualifications of a technical university. By means of psychological and pedagogical literature analysis there was defined the term “analytical thinking”, its essence and structure, criteria and maturity levels. The mathematical subjects study peculiarities at a technical university were researched, aiming to define their influence on analytical thinking development among students. Based on system-synergetic, problem-active and person-centered approaches the conceptual model of analytical thinking development among students of technical universities was created and scientifically proved; this model functions in the frames of the credit study system and consists of the technology on analytical thinking development among students and a complex of pedagogical conditions, which promotes its effective implementation. The step-by-step introduction of the technology on analytical thinking development among students during the study of higher mathematics into the study process of a technical higher education institution is demonstrated. The effectiveness of the proposed model is experimentally proved.