Дисертаційна робота є одним із перших інтеграційних досліджень, у якому здійснюється системний аналіз специфіки естетичного виміру формування культурної ідентичності в контексті інтертекстуальності сучасного роману. Проблема самопізнання у контексті романної творчості висвітлюється за допомогою екзистенційно-феноменологічного, постструктуралістського підходів і сучасної персонології. Естетичний вимір сучасності, який передбачає звернення як до класичних, так і некласичних естетичних теорій, глибоко розкриває особливості формування культурної ідентичності як самототожності суб’єкта в умовах деконструкції культури. Наукова новизна полягає у розгляді взаємозв’язку сучасного естетичного виміру антропологічних теорій та інтертекстуальності роману як ефективного засобу й умови формування культурної ідентичності. Висвітлено феномен інтертекстуальності не лише як міжтекстового діалогу, цитацій, а як методу художнього мислення суб’єкта творчості (автора/читача). Естетичне осмислення феноменів тілесності, повсякденності, Іншого в умовах інтертекстуальності розкриває екзистенційні стани суб’єкта автора/героя/читача й відображає актуальні проблеми культурної ідентичності на поч. XXI ст.
Диссертация является одним из первых интеграционных исследований, в котором осуществляется комплексный анализ эстетического измерения формирования культурной идентичности в контексте интертекстуальности современного романа. Искусство и творчество рассматривается как мощное средство выражения и формирования мироощущения человека. Эстетический дискурс предполагает отображение ценностного отношения субъекта к объекту. Отказ от поиска истины как гносеологической категории и обращения к чувственности человека соотносится с современными постклассическими тенденциями развития культурной идентичности. Проблема самопознания в контексте творчества освещается с помощью экзистенциально-феноменологического, постструктуралистского и персоналистского подходов. Эстетическое измерение современности предусматривает обращение к классическим и неклассическим эстетическим теориям, тем самым глубоко раскрывая особенности формирования культурной идентичности как самотождественности субъекта в условиях деконструкции. На примере взаимодействия автора-героя-читателя в контексте интертекстуальности романа прослеживаются современные тенденции формирования эстетического сознания и культурной идентичности. Прослеживается разница между концептами интертекст и интертекстуальность. Интертекст выступает как мозаика цитат и заимствований вербальных текстов и всех форм искусства и демонстрирует форму бытия современного типа культуры. Интертекстуальность — это взаимодействие произведения с текстом культуры, которая предусматривает активное действие субъекта, рефлексию относительно плюральности смысловых аспектов культуры и через формирование эстетического сознания играет важную роль в формировании культурной идентичности. Особенность современного романа — исследования не исторической реальности, а существование субъекта, которое предполагает прогнозирование будущего, сферы человеческих возможностей. Важным эстетическим отличием является то, что читатель альтермодернистского романа в процессе формирования культурной идентичности избавляется от необходимости отождествления себя с героем, он меняет себя благодаря встрече с произведением и генерирует собственные переживания. Рассмотрено взаимосвязь современного эстетического измерения и интертекстуальности романа как эффективного средства и условия формирования культурной идентичности. Освещено феномен интертекстуальности не только как межтекстовый диалог, цитация, а как метод художественного мышления субъекта творчества (автора/читателя). Эстетическое осмысление феноменов телесности, повседневности, Другого в условиях интертекстуальности письма раскрывает экзистенциальные состояния субъекта автора/героя/читателя и отражает актуальные проблемы культурной идентичности в начале XXI в. Эстетическое осмысление субъектом творчества проблем мультикультурализма, глобализма, фундаментализма, которые репрезентированы в кросс-культурной интертекстуальности письма романа, выполняет функцию аккультурации — трансформации культурной маргинальности в культурную идентичность.
Dissertation work is one of the first of integrative studies where take place the systematic analysis of the specific of aesthetic dimension of the formation of cultural identity in the context of modern novel’s intertextuality. The problem of self-knowledge in the context of novelistic creativity covered by means of existential-phenomenological, poststructuralist approaches and modern personology. The aesthetic dimension of modernity, which envisages an appeal to both classical and non-classical aesthetic theories and deeply revealing features of formation of cultural identity as self-identity of the subject in conditions of reconstruction of culture. Scientific novelty consists in consideration of relationship of the modern aesthetic dimension of anthropological theories and intertextuality of novel as an effective means and conditions of formation of cultural identity. The phenomenon of intertextuality was described as not only between text dialogue, citation, but as a means of artistic creativity of thinking subject (author/reader). Aesthetic understanding of physicality’s phenomena, daiiy routine, Other in terms of intertextuality reveals the existential position of an author/hero/reader and reflects the actual problems of cultural identity in the beginning of XXI century.