У дисертації здійснено розробку теоретичних і методичних основ культурологічної освіти майбутнього вчителя. Обґрунтовано методологію суб’єктного підходу до функціональних позицій учителя в системі культури. Проаналізовано діалектику загальнокультурного і фахового в історичних парадигмах педагогічної культури вчителя. Визначено концептуальні засади культурологічної освіти студента у вищій педагогічній школі. Виявлено сутність педагогічного феномена культурологічної освіти майбутнього вчителя і обґрунтовано його структуру. Уточнено принципи культурологічної освіти вчителя, підходи до організації її змісту. Розроблено модель культурологічної освіти студента вищої педагогічної школи. Встановлено залежність педагогічної культури майбутнього вчителя від його культурологічної освіченості. Апробовано систему показників, критеріїв і рівнів культурологічної освіченості студентів. Розроблено і впроваджено у практику вищої школи педагогічну систему культурологічної освіти студента, визначено загально-педагогічні, особистісно-комунікативні та організаційно-методичні умови її ефективності.
В диссертации разработаны теоретические и методические основы культурологического образования в высшей педагогической школе. Актуальность культурологического образования будущего учителя обуславливается как современными процессами социокультурной модернизации на Украине, так и историко-культурным анализом диалектики взаимодействия общекультурного и специального в профессиональной подготовке учителя. Обоснована методология субъектного подхода к личности учителя в системе культуры, которая определяет ориентацию культурологического образования на формирование готовности учителя к активному культурному саморазвитию, к инициированию и реализации культурно детерминированных педагогических стратегий, к профессиональной мобильности в условиях современного рынка труда. Определены концептуальные основы культурологического образования студента высшей педагогической школы: интегральность, аксиологичность, антропологичность, поликультурность, профессионально-педагогическая направленность. Культурологическое образование будущего учителя трактуется как процесс и результат педагогически организованного становления личности студента в качестве субъекта культуры путем освоения системы культурологических знаний, ценностей, принципов коммуникаций и опыта культурных практик, который создает условия для самоопределения будущим специалистом основных параметров его педагогической культуры. Культурологическое образование как система объективируется взаимосвязью нормативного культурологического курса на образовательно-квалификационном уровне «бакалавр», ряда спецкурсов на уровне «специалист» и «магистр», предметов цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки студента, построенных на основе культурологического подхода, и внеаудиторных форм музейнокраеведческой работы. Представлен предметно-структурный и процессуально-функциональный анализ педагогического феномена культурологического образования. На основе разработанных принципов (интегрализма, вариативности, аксиологизма, антропологизма, деятельности) и обоснованных подходов к отбору содержания построена модель культурологического образования будущего учителя, которая конкретизирует компоненты его педагогической системы. Апробированы критериальные характеристики и уровни культурологической образованности студентов. Выявлены на основе анализа результатов эксперимента педагогические условия эффективности культурологического образования: обеспечение целостности профессионального и личностного становления учителя, педагогическая поддержка его национальной самоидентификации, актуализация поликультурного подхода, ориентация на культурные ценности как способ интериоризации студентом культурного опыта, конструирование учебного процесса на основе субъект-субъектного взаимодействия, генерализация культурологических знаний на сферу педагогической деятельности, формирование опыта культурных практик. Разработан и внедрен в практику высшей педагогической школы учебнометодический комплекс по культурологическому образованию будущего учителя.
In a thesis has been carried out the development of the theoretical and methodical substantiation of the future teacher’s culturological education. There has been justified the subject approach methodology to function items of the teacher in a system of culture. There has been parsed the dialectics cultural and professional in historical paradigms of pedagogical culture of the teacher. There have been determined the conceptual fundamentals of culturological education of the student at higher pedagogical school. There has been revealed the essence of a pedagogical phenomenon of the future teacher’s culturological education and has been reasonable its frame. There have been updated principles of the teacher’s culturological education and the approaches to organisation of its contents. There has been developed the model of culturological education of the student of higher pedagogical school. There has been installed the relation of pedagogical culture of the future teacher to its culturological educated. There has been approbated the system of indexes, criteria and levels of the students culturological educated. There has been introduced into practice of a higher school the pedagogical system of the teacher’s culturological education and have been determined the pedagogical, communicative and organisation-methodical conditions of its efficiency.