Дисертація є комплексним науковим соціально-філософським дослідженням проблем взаємодії релігії і політики у США та Росії (оффлайн і онлайн). Характеризується просторово-часова картина розвитку суспільного феномену віртуалізацїі як конвергентного процесу сучасного релігійного життя та основні тенденції релігіогенезу. Здійснюється синтезування, системна експлікація та концептуалізація суспільних взаємовідносин релігії та політики у реальній та віртуальній сферах. Значна увага приділяється компаративістському аналізу оффлайнової та онлайнової проекцій найвпливовіших релігій вищезазначених країн. Висвітлюються месіанізм та антимесіанізм, сакралізація та десакралізація США і Росії у реальному та віртуальному вимірах.
Диссертация является комплексным социально-философским исследованием проблем взаимодействия религии и политики в США и России (оффлайн и онлайн). Характеризуется пространственно-временная картина развития социального феномена виртуализации как конвергентного процесса современной религиозной жизни и основные тенденции религиогенезиса. Осуществляется синтезирование, системное эксплицирование и концептуализация социальных взаимоотношений религии и политики в США и России в реальной и виртуальной сферах. Значительное внимание уделяется компаративистскому анализу оффлайновой и онлайновой проекций наиболее влиятельных религий вышеназванных стран. Освещаются мессианизм и антимессианизм, сакрализация и десакрализация США и России в реальном и виртуальном измерениях. Проведенное социально-философское исследование религиозных и политических отношений в США и РФ по материалам оффлайн и онлайн свидетельствует, что взаимосвязь религии и политики существовала в разные периоды мировой истории, в разные времена и в разных странах имея свои особенности. Эта связь имеет специфические проявления в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации, где роль политики в религиозной жизни в реальном и виртуальном пространстве является значительной. В Америке политика в сфере религии наиболее отчетливо и знаково осуществляется в сфере протестантизма и католицизма, тогда как в России -православия и ислама, что дает основания констатировать: эти конфессии являются влиятельными в указанных странах и с точки зрения политики. Повышение роли Всемирной сети Интернет и интенсификация ее использования, в том числе в религиозно-политической жизни США и РФ, актуализируют вопрос о возможности вычленять се онлайновое измерение и подвергать научному анализу. Интернет становится значимым фактором как религиозной жизни (межрелигиозный диалог, виртуальная активность оффлайновых и в особенности онлайновых культовых учреждений, модификация культа), так и политической (PR, имиджелогия, брендинг, информационно-психологические и хакерские войны). Киберпространство обладает развивающимся религиозным сегментом: в нем находят свою нишу практически все существующие в оффлайне религии, конфессии, движения и деноминации. Виртуализация религии представляет собой сравнительно новый тип существования религии, религиозный и политический Интернет получает все более широкое распространение, учитывая экстерриториальный, трансграничный, наднациональный характер Глобальной паутины. Информационная футурология становится неотъемлемым спутником религиозной и политической жизни, флэшмоб воспринимается как фактор виртуализации религиозного и политического сегментов социальной жизни. Виртуализация религии (как и отображение этого процесса в политической сфере) воспринимается достаточно амбивалентно: от надежд на глобальную демократическую Интернет-революцию и достигнутую благодаря политическим медиа и технологиям религиозную свободу до компьютерного эскапизма, технологического тоталитаризма «единой религии». Имеют место религиозная и политическая концептуализация, либеральные и консервативные дискурсы алибизации и стигматизации high-tech. Предложенный нами подход и религиоведческий анализ онлайновой реальности может быть применим, на наш взгляд, к другим многообразным проявлениям современного социально-философского и религиозно-политического процесса. Дискурс виртуальной реальности характеризуется смежностью гуманитарного и социального знания: философии, религиоведения. политологии, социологии, психологии, лингвистики, информациологии, что позволяет их использовать во взаимных интересах.
The thesis is a complex Social-Philosophical investigation: in the dissertation the questions of interaction of Religion and Politics in the USA and Russia (offline and online) are considered. Spatiotemporal picture of Virtualization Social phenomenon as Convergent Process of modem Religious life and the main tendencies of Religion’ genesis is investigated. The synthesis, system explication and conceptualization of the Religious-Political relations in the USA and Russia in real and virtual spheres are developed. The main tendencies of Religious life in the modern world are characterized. The significant attention is paid to comparative study of offline and online plans of the leading denominations of above mentioned countries for Religion and Politics. Messianism and anti-messianism, sacralization and desacralization of the USA and Russia are mentioned in real and virtual measurements.