Дисертацію присвячено проблемі вивчення особливостей самоактуалізації особистості майбутнього практичного психолога у процесі професійної підготовки. Розкрито специфіку самоактуалізації особистості практичного психолога, виявлено особливості усвідомлення студентами його змісту і значення; критерії, рівні (високий, середній, низький) та динаміку у процесі професійної підготовки; здійснено порівняльну характеристику кроскультурних особливостей самоактуалізації особистості майбутніх практичних психологів на прикладі студентів України і Чехії; визначено зовнішні (соціокультурні умови, методи та форми навчання) і внутрішні (особистісна зрілість, самоставлення, життєво-професійні цілі) фактори впливу на протікання самоактуалізації особистості майбутнього практичного психолога. Створено та апробовано систему роботи з розвитку професійно-значущих проявів самоактуалізації особистості психолога-практика та доведено можливість стимулювання самоактуалізації особистості на основі оволодіння студентами здатністю до самоуправління.
Диссертация посвящена проблеме изучения особенностей самоактуализации личности будущего практического психолога в процессе профессиональной подготовки. На основе анализа и обобщения психологической литературы по проблемам подготовки практических психологов, самоактуализации личности и ограничений этого процесса обоснована актуальность темы исследования и сформулированы основные концептуальные положения относительно самоактуализации личности будущего практического психолога. Она рассматривается как двусторонний процесс осуществления индивидом, с одной стороны, себя в деятельности, а с другой - становление и развитие через эту деятельность и объективирование личностью своих личных отношений, воспроизведение их в общей «субъект-субъектной» деятельности с клиентом, в результате чего происходит превращение потенциальных возможностей личности каждого в актуальные. Успешность этого процесса обеспечивается активностью, глубиной, адекватностью самоосознания и наличием мотивации достижения его участников. Самоактуализация личности будущего практического психолога в процессе профессиональной подготовки предполагает развитие в первую очередь таких профессионально-значимых сторон личности, как самовосприятия, межличностной чувствительности, познавательно-креативной сферы, которые и обеспечивают максимально эффективное взаимодействие в практической деятельности и дальнейший личностный рост её субъектов. На этапе констатирующего эксперимента выявлено, что большинство студентов-психологов владеют теоретическими знаниями по проблеме самоактуализации личности, видят специфику этого процесса относительно будущей профессии, осознают факторы влияния на него, личные проблемы и трудности личностно-профессионального роста, однако в процессе профессиональной подготовки происходят незначительные изменения в профессионально-значимых показателях самоактуализации личности студентов. Определены уровни (высокий, средний, низкий) самоактуализации личности будущих практических психологов, которые отличаются особенностями осознания содержания этого процесса и его специфики в будущей профессии, адекватностью самоосознания и выделением путей самосовершенствования, количественными показателями самоактуализации профессионально-значимых сторон личности. В работе представлены также результаты изучения кросскультурных особенностей самоактуализации личности практических психологов. Выявлено, что они проявляются как в количественных, так и качественных показателях отдельных сторон самоактуализации личности, но не влияют на общий уровень, что дало основания сделать вывод о том, что процесс самоактуализации личности обусловлен не столько национальными или социальными факторами, сколько является результатом самоосуществления личности, реализации собственного природного потенциала. Установлена связь между уровнем самоактуализации практического психолога и его личностной зрелостью (наиболее сильные связи выявлены с мотивацией достижения, самоотношением, способностью к установлению психологической близости, эмпатийностью), а также содержанием жизненнопрофессиональных целей, которые отнесены во времени, имеют лишь отдельные формы выявления и воплощения их в реальную жизнь при отсутствии осознания средств и планов достижения. Активность по самореализации и самосовершенствованию осуществляется стихийно, являясь неосознаваемой по конечному назначению и достигнутым результатам. На этом основании сделано предположение о том, что развитие способности самоуправления в жизненных и профессионально-значимых ситуациях способствует достижению профессионально-значимых целей, повышению личностной зрелости и, в конечном итоге, самоактуализации личности будущего психолога. В диссертации представлена система работы по активизации самоактуализации личности будущего практического психолога средствами развития способности самоуправления, которая содержит: 1) составление и реализацию индивидуальных программ самоактуализации личности; 2) руководимый групповой самоанализ; 3) активное социально-психологическое обучение; 4) индивидуальную работу; 5) ведение дневников, самоотчёта, а также количественные и качественные результаты её апробации, которые засвидетельствовали, что активность каждого по отношению к себе делает его полноценно функционирующим индивидом, проявляющим все черты самоактуализированной личности. Это проявилось в таких характеристиках, как свобода, повышение самовыражения, непринуждённость поведения, реализация своего потенциала, открытость, честность, доверие себе и другим, аутентичность, рефлексия. Работа по развито способности к самоуправлению способствовала изменениям в субъективном мире каждого, новым ценностным отношениям, т.е. самоактуализации личности будущего психолога.
The diseertation concerns the peculiarities of personality self-actualization of future practical psychologist during the vocational training. There has been exposed personality self-actualization specificity of a practical psychologist; there has been disclosed the peculiarities concerning students’ awareness of his essense and meaning; criteria, levels (high, mid, low) and dynamics during the vocational training; there has been made a comparative characteristics of crosscultural peculiarities concerning personality self-actualization of future practical psychologist - students of Ukraine and Chehiy: there has been defined external (social and cultural conditions, methods and forms of the training) and internal (personal maturity, self-appraisal, life and professional goals) influential factors concerning the process of personality selfactualization of future practical psychologist. There has been proved stimulation ability of personality self-actualization on the basis of students’ mastering to be able to selfgovern, and there has been created and tested the system on professionally significant exposure development of personality self-actualization of a practical psychologist.