Дисертаційна робота присвячена аналізу світоглядно-ідеологічних засад вибору професії сучасною молоддю в системі ринкових трансформацій. Ґрунтовно проаналізовано сутність, ідеологами, мотиви та механізми професійного самовизначення особистості, основні чинники цього процесу, цілеспрямована й системоутворююча роль освіти. Доводиться необхідність модернізації сучасної освіти в контексті спрямування на підвищення ефективності її впливу на професійне самовизначення особистості в системі ринкових та демократичних трансформацій. Обґрунтовано висновок, що професійне самовизначення особистості доцільно здійснювати в ході спеціально організованої науково-практичної діяльності - професійної орієнтації, котра розглядається як система рівноправної взаємодії (через систему шкільної і позашкільної освіти та виховання) особистості та суспільства на певних етапах розвитку людини, що оптимально відповідає особистісним особливостям та запитам ринку праці в конкурентоспроможних кадрах.
Защищаются результаты исследования, в ходе которого проанализированы сущность и механизмы профессионального самоопределения личности, основные факторы этого процесса, целеустремленная и системно образовывающая роль образования. Доказывается необходимость модернизации современного образования в контексте повышения эффективности его влияния на профессиональное самоопределение личности в системе рыночных и демократических трансформаций. В результате детального анализа литературы автором сделан вывод о комплексности исследуемой проблематики, необходимости ее системного рассмотрения с позиций разных наук. Выбор профессии является проблемой, через которую проходит каждый человек, и в то же время проблемой, которую должна контролировать каждая организация, обеспечивающая тот или иной вид профессиональной деятельности. В идеале интересы человека и организации совпадают: оба заинтересованы в наиболее эффективной профессиональной деятельности. Любая страна формирует специальные государственные органы и поддерживает общественные институции, которые обеспечивают функционирование профессиональной ориентации как целостной системы. Наиболее эффективной из них является система образования. Автором определено, что процесс профессионального самоопределения личности осуществляется под воздействием ряда социальных и личностных факторов (экономических, политических, социокультурных, психологических и т.д.). Их действенность обусловливается общественными и личными обстоятельствами, в лоне которых разворачивается базовая социализация ученической и студенческой молодежи. В работе проанализирована профессионально-ориентационная функция образования на уровне общеобразовательной школы и профессиональной учебы; доказано, что образование не только вооружает суммой знаний или воспитывает определенные навыки, но и открывает человеку самого себя, выявляет и развивает его склонности, задатки, формирует потребности и интересы к будущей профессии. Именно благодаря образованию личность знакомится с основами будущей профессии и сознательно осуществляет свой выбор.В диссертации проанализированы направления профессионального самоопределения подрастающего поколения: система профориентации, которая вооружает школьников необходимым знанием для ориентации в мире профессий, умением объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики исследования личности школьника с целью предоставления индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профессионального консультирования молодежи; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые факторы выбора профессии; а также — особенности профориентации студентов в условиях высшей школы и формирования элементов духовной культуры в процессе подготовки молодежи к сознательному выбору профессии. Доказано, что профессиональное самоопределение не сводится только к одномоментному выбору, а является динамическим процессом, характерным для всех этапов жизни человека, процессом, которой осуществляется в системе учебно-воспитательной работы. В диссертации проанализированы в прогнозном аспекте основные пути модернизации образовательной политики в контексте повышения роли образования в процессе профессионального самоопределения личности. Автор обосновывает вывод, что профессиональное самоопределение личности целесообразно осуществлять в ходе специально организованной научно-практической деятельности — профессиональной ориентации, которая рассматривается как система равноправного взаимодействия (через систему образования и воспитания) личности и общества на определенных этапах развития человека, что оптимально отвечает личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
The essence and mechanisms of professional self-determination of an individual, main factors of this process, purposeful and system-formative role of education were analyzed in the course of research results of which are being defended. A need of modernizing contemporary education in the context of aiming at increasing its effect upon the individual professional self-determination in the system of market and democratic transformations is proved. A candidate for the degree proves a conclusion that the individual professional self-determination is purposeful to conduct in the course of specially organized scientific and practical activities, so called professional orientation, which is considered as a system of equal individual-society interaction (through the system of upbringing and education) at certain stages of personal development, which optimally meets personal peculiarities and demands of the labor market in competitive specialists.