Дисертаційне дослідження присвячене проблемі використання модульно-рейтингової системи в підготовці фахівців дошкільного профілю до навчання дітей іноземної мови. Розкриті особливості підвищення якості професійної підготовки фахівців дошкільної освіти до навчання дітей іноземної мови а сучасних умовах реалізації технологічного підходу. Розроблено модель функціональної структури підготовки фахівців окресленої спеціалізації та концептуальні основи її реалізації: визначені основні напрями організації навчальної діяльності студентів, охарактеризований комплекс компонентів готовності фахівця зазначеного профілю. Обґрунтована інтеграція активних методів навчання в модульно-рейтингову систему роботи. Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено ефективність впровадження модульно-рейтингової системи у поєднанні з технологією активних методів в процес формування професійної готовності вихователів до навчання дітей дошкільного віку іноземної мови. Визначено, що зазначений процес набуває ефективності за умови застосування експериментальної системи роботи.
В результате теоретического анализа изучена современная ситуация профессиональной подготовки специалистов в условиях высших учебных заведений. Обнаружен постепенный отход от традиционного подхода организации учебного процесса к доминированию технологического. Были проанализированы педагогические технологии в контексте их использования в работе по подготовке педагогических кадров вообще, и специалистов дошкольного профиля, в частности, что позволило утверждать, что современной наукой уделено недостаточное внимание вопросу реализации технологического подхода в ходе подготовки воспитателей с правом преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста. Следует отметить, что невозможно рассматривать профессиональную подготовку вне дефиниции «готовность», поскольку она является результатом и показателем последней. Анализ психолого-педагогических источников дал возможность определить базовый комплекс компонентов готовности (мотивационный, содержательный и организационный), который является основой для создания совокупности компонентов, обеспечивающих специальную профессиональную подготовку. На наш взгляд, с целью формирования профессиональной готовности воспитателей к обучению детей дошкольного возраста иностранному языку, возникает необходимость пополнить базовый комплекс компонентов еще двумя: профессионально-личностным и коммуникативно-лингвистическим, формирование которых, безусловно, важны для максимальной реализации лингвистических способностей детей в данном возрастном периоде. Кроме того, на основе изученного материала, были разработаны концептуальные основы подготовки специалистов обозначенного профиля, которые предполагают организацию учебного процесса по четырем направлениям, дифференциация которых обусловлена направлениями дальнейшей профессиональной самореализации: общепедагогический, лингвистический, локальнометодический и интеграционно-методический. Особое внимание в нашем исследовании уделялось последним двум направлениям, так как именно они обеспечивают подготовку с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Результаты анализа экспериментальных исследований показали, что на данном этапе реформирования системы образования в Украине, в контексте вхождения страны в европейское образовательное пространстве, наиболее эффективной признана модульно-рейтинговая система организации обучения. Были изучены все ее разновидности и характерные особенности, что впоследствии позволило разработать систему ее внедрения в профессиональную подготовку специалистов исследуемой специализации. В ходе формирующего эксперимента была реализована методика, включающая модульно-рейтинговую систему обучения, в блоковые составляющие которой были интегрированы различные активные методы обучения, подобранные на основе селективного подхода. Специфика объединения выражалось в том, что все методы работы распределялись по модулям с учетом учебных целей и содержания каждого модуля, чтобы была достигнута максимальная эффективность в процессе формирования профессиональной готовности. Такая система была использована в ходе овладения узконаправленными учебными предметами («Методика обучения иностранному языку» и «Литература для детей дошкольного возраста на иностранном языке»), а также интегрированных курсов (на примере интеграции иностранного языка в курс «Теория и методика ознакомления детей с природой»). В процессе проведения экспериментальной работы было отмечено явное повышение интереса к учебным дисциплинам и будущей профессиональной деятельности, интенсификация творческого подхода к решению поставленных задач. Эти данные были подтверждены в ходе диагностики, результаты которой продемонстрировали значительное увеличение уровня мотивационной сферы в профессионально направленном контексте в экспериментальных группах в сравнении с результатами обработки данных контрольных групп. Кроме того, анализ изучения уровня теоретико-методических знаний и умений, их практической реализации у студентов экспериментальных групп показал более высокие результаты относительно студентов контрольных групп. Таким образом, данные контрольного эксперимента позволяют с уверенностью утверждать, что система, которая была внедрена в процесс подготовки специалистов к обучению детей дошкольного возраста иностранному языку, обеспечила высокую эффективность их профессиональной готовности к будущей педагогической деятельности.
This research paper addresses the use of modular rating system for training experts in teaching foreign languages to pre-school children. It explores distinctive features of modern education technologies which allowed to develop an experimental training system for experts of the above category. A basic set of readiness components has been determined, which is fundamental for producing a cluster of components enabling special training, as well as additional components that aid a teacher in maximizing linguistic performance of pre-school learners. Conceptual foundations for training experts of the above category and a functional model for achieving professional readiness have been developed. The experimental system enjoys solid theoretical grounds and has been tested out in practice. It proved efficient in building professional readiness of teachers in teaching foreign languages to pre-school learners. The system entails modular rating training practices, each module featuring various training techniques carefully selected for this purpose, which delivers a much better quality of training.