Дисертаційне дослідження присвячене аналізу сучасних проблем глобалізації культури в контексті визначення специфіки оперного, естрадного та сакрального мистецтв як видовищного сценічного синтезу. Доводиться, що високий ступінь інтеграції інформації, комунікативна насиченість культурних інтеракцій, діалог культур знаходять своє відображення в окремих видах мистецтв, що моделюють пріоритетні образні настанови, флеш-іміджі, а також національні та етнокультурні підгрунття культуротворчості, що обумовлено потребою збереження культурно-історичного потенціалу, екологічними проблемами людства.
Визначено, що іпституалізація художньої діяльності стає впливовим фактором глобалізації культури, що зокрема характерно виражається в культурі повсякденна. Фестивальний рух в Україні презентовано як взаємодія професійного, аматорського мистецтва та культури повсякденна, як єдність жанрів публічного сценічного мистецтва.
Художньо-виставкова діяльність в незалежній Україні розглядається як новий етап презентації культурно-історичного потенціалу образотворчого мистецтва. Визначаються принципи специфікації освітнянських технологій та виставково-бібліотечної діяльності в умовах глобалізації культури.
Диссертационное исследование посвящено анализу современных проблем глобализации культуры в контексте определения специфики оперного, эстрадного и сакрального искусств как зрелищного сценического синтеза.
Процессы трансформации образности искусства в постсоветском пространстве происходят особенно сложно. С одной стороны, театры сохраняют существование при условии увеличения числа гастролей, с другой - они работают прежде всего с ориентацией на потребителя, поэтому репертуар упрощается, чему неминуемо сопутствует понижение его интеллектуального уровня, и театр превращается в некоторое подобие агитационной бригады. Как ни странно, но возвращение в прошлое - это тот процесс общей инсталляции истории, который переживает не только Украина. Трансформации сценического образа, состоявшиеся на постсоветском пространстве, свидетельствуют о том, что бизнес и традиция, агитпроп и интеллектуализм, универсализм и вокализм - это система категорий, дающая возможность описать оперную сцену в контексте сегодняшних диалогизующих и интенций.
Урбанизированная культура больших городов актуализирует возможность обращаться к фольклорным истокам. Но это устное народное творчество уже новейшего типа, представляющее жизнь большого современного города. Создается сценизм, который, с одной стороны, является рецидивом массовых праздников, а, с другой - возникает сцена, структурированная в рамках эстрадной реальности.
На 1960-е годы приходится бум афроамериканского фольклора, проявлением чего становится всемирное увлечение джазом и другими подобными стилями. Следующим шагом становится рок, представляющий собой сложную институцию, которая, с одной стороны, тяготеет к популярной музыке и массовой культуре, а, с другой - к сценизму, имеющему ярко выраженные философские мотивы и мировоззренческие истоки. Рок быстро разветвляется: глем-рок, хард-рок, рок, связанный с психоделической сценой, тяжелый рок. Это своеобразная конструкция, определяющая вокал как один из ведущих и главных факторов. Вокал и ритм - это две контрпозиции. Ритмика, созданная вокальной группой, и вокал, на эстраде становятся конфликтными дополнениями образа в эстраде, которые почти не изменяются в разных конфигурациях.
Хиппи, панки, соул, афроамериканские мотивы музыки 1960-1970-х годов, творчество рок-группы «Роллинг стоунз» сегодня воспринимаются как классика, создавшая полисцечизм европейского мультикультурного образца. Фолк-музыка, этническая музыка в Украине имеют свои глубокие корни. Это и аутентичная музыка Нины Матвиенко, и музыка, выражающая урбанизированное пространство человека-мультиоркестра Энвера Измайлова, и творчество Русланы Лыжичко, своеобразно совмещающее фолк с роком, а также музыка ряд групп, начиная с «ВВ» и заканчивая «Океаном Эльзы» и другими.
Институализация художественной деятельности становится влиятельным фактором глобализации культуры. Фестивальное движение в Украине изучается как взаимодействие профессионального, любительского искусства и культуры повседневности. Современный фестиваль определенным образом ориентируется на индустрию развлечений, связанную с туризмом, эскалацию той экспрессивной энергии, которая воспроизводится в тех или других местах, где собираются люди. Но важно заметить, что сама зрелищность, массовость культуры фестиваля приобретает своеобразный культивируемый тип. Эта культивация является чрезвычайно острой манифестацией образности, определяет жанр проведения того или другого события. Так, театральные фестивали - это одновременно и своеобразная сложная индустрия, которая связана с тем, что соединяются труппы из разных городов, и зрители знакомятся с полифоническим представлением разных трупп, а иногда одни и те же представления, но в разном выполнении создают своеобразные инновации.
Художественно-виставочная [художественно-выставочная] деятельность в независимой Украине рассматривается как новый этап презентации культурно-исторического потенциала изобразительного искусства. Определяются принципы спецификации учебных технологий и виставочно-библиотечной [выставочно-библиотечной] деятельности в условиях глобализации культуры.
Dissertation research work is devoted to the analysis of modern problems of culture globalization in the context of determination of opera, variety and sacred arts specific as a spectacle sight stage synthesis. It will be that a specification of artistic activity becomes standing the influential factor of globalization of culture. Festival movement in Ukraine is studied as co-operation of professional, amateur art and culture of daily occurrence. It is well proven that high degree of information integration, the communicative saturation of cultural interaction, the dialogue of cultures are found the reflection in the separate types of art, that design priority vivid options, flesh-image, and also national and ethno-cultural intensions of culture creation.
Certainly, institualization of artistic activity becomes the influential factor of culture’s globalization that is expressed in the culture of daily occurrence. The festival motion in Ukraine is presented as co-operation of professional, amateur art and culture of daily occurrence, the unity of genres of public stage art.
The art-exhibition activity in independent Ukraine is considered as a new stage of presentation of cultural and historical potential of fine art. The principles of educational technologies specificaton are determined by an exhibition and library to activity terms of globalization o f culture.