Дисертація присвячена фіілософсько-антропологічпому аналізу духовності і психокультури в контексті становлення особистості. Головна увага приділяється психокультурі як процесу сходження особистості до духовності. Уточнено зміст понять «духовність» та «психокультура» через їх зіставлення зі змістом поняття «особистість». Показано, що психокультура є сплавом конструктивних і деструктивних елементів психіки людини та характеризується поліваріативністю виявів. Досліджено, іцо основна мета психокультури - прагнення до удосконалення, а це, насамперед, формує духовність, тобто психокультура виступає процесом сходження особистості до духовності. Встановлено вплив інформатизації та глобалізації суспільства на формування нових феноменів культури. Обгрунтовано вилив новітніх феноменів культури, а саме: інформаційної розірваності, інформаційної завершеності, гіпервіртуалізації, віртуальної циркуляції, віртуального ескапізму на формування психокультури і духовності особистості. З'ясовано специфіку психокультури і духовності особистості в українському суспільстві кінця XX — початку XXI століття.
Диссертация посвящена философско-антропологическому анализу духовности и психокультуры в контексте становления личности. Обосновано, что понятие «духовность» определяет наивысший уровень развития личности, а «психокультура» является целостным, неделимым понятием, которое отражает процесс восхождения личности к духовности в многомерной системе общественных отношений. Таким образом, духовность выступает как высшее проявление психокультуры. В частности выявлено, что психокультура является основным процессом формирования духовности личности, поскольку благодаря своей важнейшей функции — совершенствование (а именно подчинение своих интересов и потребностей высоким духовным ценностям) - постоянно побуждает человека к саморазвитию. А духовность выступает высшей ступенью развития личности.
Определена роль духовности в становлении личности. Определенные элементы (роли) духовности непременно в любую эпоху так или иначе выступали факторами становления личности: вера в эпоху Средневековья; творчество в эпоху Возрождения; образованность, знания в эпоху Нового Времени; активная гражданская позиция в эпоху Просвещения; в XIX веке духовность рассматривается как внутренняя свобода, определение своего места в жизни на основе общечеловеческих идеалов; в XX веке в основном духовность воспринималась как поиск духовных ресурсов, которые обеспечивали бы целостность и автономность внутреннего мира человека. В эпоху Постмодерна духовность выступает в качестве ведущего фактора в становлении гуманистического типа личности, является условием раскрытия и реализации ее сущностных сил.
Анализ особенностей возникновения новейших культурных феноменов позволил показать их влияние на формирование психокультуры и духовности личности в эпоху Постмодерна, а именно то, что они приводят к девальвации настоящих духовных ценностей, их релятивизации и субъективизации. Психокультура личности трансформируется и в эпоху Постмодерна выступает не как целостный процесс, а как разветвленная система, где в соответствии с ситуацией человек может задействовать тот или иной тип психокультуры. Психокультура личности закономерно теряет однородность и характеризуется поливариативностью проявлений. Такая разветвленная сеть становится трудно контролируемой, а текучесть схем и сценариев, которыми может пользоваться личность, приводит к размыванию психокультуры, разрозненности определений духовных ориентиров, что, в свою очередь, может привести к псевдодуховности, анти культурности, антиморальности.
The dissertation is devoted to philosophical-anthropological analysis of the psychoculture and spirituality in the context of personality formation. The main attention are given to psychoculture as a process of upsurge the personality to the spirituality. Clarified the meaning of «spirituality» and «psychoculture» by comparing them with the concept of «personality». It is shown that psychoculture is the alloy of constructive and destructive elements of the human psyche and characterized the variability manifestations. The was investigated that psychoculture is an internal core of the personality, the main goal - pursuit of the perfection, and it primarily generates spirituality.
It was found the influence of globalization and informatization of society on the formation new cultural phenomena. Proved the impact of new cultural phenomena, namely the information fragmentation, the information completeness, virtual circulation, virtual escapism on the formation psychoculture and spiritual of personality. It was found out the specificity psychoculture and spirituality of the personality in Ukrainian society in XX - XXI century.