У дисертації проаналізовано і узагальнено роль основної школи у процесі становлення особистості, сучасний стан мотивації до вивчення фізики учнів основної школи та зміст діяльності учителя у напрямі формування мотивів навчання з урахуванням сучасних тенденцій розвитку освіти України та цілей навчання фізики. Теоретично обгрунтовано комплексний підхід у формуванні мотивації до навчання фізики учнів основної школи. Розроблено методичне забезпечення для реалізації комплексного підходу у формуванні мотивації до навчання фізики учнів основної школи, а саме: методика роботи учнів з підручником фізики; методика використання якісних тестових завдані.; методика проведення уроків узагальнення і систематизації знань; методика використання знань учнів з математики і хімії; методика використання науково-популярної та спеціальної літератури; методика здійснення науково-дослідної роботи учнів; методика проведення гурткової роботи учнів. Розроблено програму гуртка «Фізика на Землі, під водою і в космосі» та навчально-методичне забезпечення для його реалізації. Розроблено навчально-методичний посібник «Якісні тестові завдання з фізики для основної школи».
В диссертации проанализирована и обобщена роль основной школы в процессе становления личности, современное состояние мотивации к изучению физики учеников основной школы и содержание деятельности учителя в направлении формирования мотивов учения с учетом современных тенденций развития образования Украины и целей обучения физике. Теоретически обоснован комплексный подход в формировании мотивации к обучению физике учеников основной школы как наиболее эффективный, поскольку он предусматривает осуществление педагогического воздействия на мотивационные процессы при различных формах организации обучения физике и на разных этапах учебно-познавательной деятельности учеников. Предложены методические основы педагогического регулирования учебно-познавательной деятельностью в условиях реализации комплексного подхода в формировании мотивации к обучению физике учеников основной школы. Показано, что применение комплексного подхода в формировании мотивации к обучению физике учеников ведёт к положительной динамике в усвоении учебных действий, повышении уровня и качества знаний. а также генерализации и развитии структуры учебной деятельности. Условием успешной реализации комплексного подхода в формировании мотивации к обучению физики является методически обоснованное конструирование учебной информации и методов ее представления, а также проектирование способов включения учеников в учебно-познавательную деятельность. Разработаю методическое обеспечение для реализации комплексного подхода в формировании мотивации к обучению физике учеников основной школы, а именно: методика работы учеников с учебником физики; методика использования качественных тестовых заданий; методика проведения уроков обобщения и систематизации знаний; методика использования знаний учеников по математике и химии; методика использования научно-популярной и специальной литературы; мегодика осуществления научно-исследовательской работы учеников; методика проведения внеурночной работы учеников. Разработана программа кружка «Физика на Земле, под ведай и в космосе» для учеников 9-го класса и учебно-методическое обеспечение для его реализации. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. К программе прилагается объяснительная записка, в которую включены ее содержание, цели и задачи. Основная цель работы предложенного кружка состоит в побуждении у учеников интереса к изучению физики. Разработано учебно-методическое пособие «Качественные тестовые задания по физике для основной школы», которое может быть эффективно использовано учителем физики для моделирования учебно-воспитательного процесса с использованием полифункциональных качественных задач. Обосновано, что использование качественных тестовых заданий по физике как средства мотивации учеников к изучению физики имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с представлением качественных задач в традиционном виде, а именно: наличие альтернативных ответов требует от учеников интеллектуальной инициативы, что является наиболее значимой мотивацией для эффективной учебной деятельности. Основные результаты педагогического исследования получили свое практическое применение в учебно-воспитательном процессе основной школы общеобразовательных учреждений Украины и были оценены как эффективные средства оптимизации учебного процесса и активизации познавательной активности учеников.
The thesis analyzes and summarizes the role of primary schools in the formation of personality, the current state of motivation to study physics secondary school pupils and content of teacher motivation in the direction of education in view of modern trends in education and training purposes Ukraine Physics. Theoretically, the integrated approach in building the motivation to learn physics secondary school pupils. A methodological support for an integrated approach in building the motivation to learn physics secondary school pupils, namely: Methods of work of students with textbook physics, methods of use of quality tests, methods of conducting lessons generalization and systematization of knowledge, methods of use of students' knowledge in mathematics and chemistry, methods of use of popular scientific and technical literature, methods of research and students, methods of the circle of students. The program group "Physics of the Earth, underwater and in space" and teaching software for its implementation. A teacher's guide "Qualitative tests in physics for elementary school".