Дисертаційне дослідження присвячено актуальній проблемі інтелектуального розвитку учнів 5-9 класів засобами проектно-технологічної діяльності у процесі трудового навчання. Проаналізовано сучасний стан дослідження проблеми інтелектуального розвитку учнів у психолого-педагогічній науці, на цій основі розкрито сутність, методи діагностування даного особистісного утворення. Проектно-технологічна діяльність розглядається як обґрунтована і спланована наперед творча навчально-трудова діяльність, яка передбачає обґрунтування, планування, розроблення конструкції, технології виготовлення і реалізацію об’єктів проектування. Розроблено комплексні критерії діагностики інтелектуального розвитку учнів у процесі трудового навчання: научуваність, рівень сформованості інтелектуальних умінь та інтелектуальної активності. У роботі теоретично обґрунтовано та підтверджено ефективність організаційно-методичних умов інтелектуального розвитку учнів у процесі проектно-технологічної діяльності на уроках трудового навчання.
Диссертация посвящена актуальной теме интеллектуального развития учащихся на уроках трудового обучения. В работе изложены основные направления исследования, теоретически обоснована сущность интеллектуального развития учеников и методы диагностирования данного личностного образования. Интеллектуальное развитее учеников в процессе трудового обучения рассматривается нами как процесс и результат количественных и качественных изменений в личности школьника, которые отображают способность к усвоению технико-технологических знаний и формированию интеллектуальных умений во время выполнения творческих проектов, которые проявляются в интеллектуальной активности и стимулируются положительными интеллектуальными эмоциями. Раскрыто содержание, функции и структура проектно-технологической деятельности как средства интеллектуального развития учеников на уроках трудового обучения. Проектно-технологическая деятельность школьников предусматривает сформирование интеллектуальных умений (анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать, обобщать, планировать, доказывать, обосновывать) и интеллектуальной активности учеников. Проектно-технологическая деятельность рассматривается как обоснованная и заранее спланированная творческая учебно-трудовая деятельность, которая предусматривает обоснование, планирование, разработку конструкции, технологии изготовления и реализацию объектов проектирования. Экспериментальная методика развития интеллектуальных умений и активности предусматривает применение комплекса педагогических методов учебно-трудовой деятельности, а именно: методов проектной деятельности, активных и интерактивных методов обучения, форм организации (индивидуальных, групповых). Экспериментально доказано, что процесс интеллектуального развития учеников в процессе проектно-технологической деятельности на уроках трудового обучения будет эффективнее при таких организационно-методических условиях: интеллектуальное развитие школьников будет рассматриваться как важное задание уроков трудового обучения, а проектно-технологическая деятельность обеспечивать органичное сочетание интеллектуальной и практической деятельности с опорой на активную интеллектуальную деятельность учеников; проектно-технологическая деятельность будет носить личностно ориентировочное направление, учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития учеников 5-9 классов, уровень сформированности познавательного интереса, обеспечивать наилучшие условия для индивидуализации и дифференциации обучения, учитывая возрастные особенности школьника; создание позитивной эмоциональной атмосферы проектно-технологической деятельности (при наличии постоянно создаваемой ситуации достижения успеха), которая будет способствовать формированию интеллектуальной активности учеников; применение комплекса проблемных методов обучения, методов творческих проектов и интерактивных методик, с целью формирования интеллектуальных умений учеников во время выполнения всех этапов проектирования.
The thesis is devoted to an actual problem of the development of 5-9-th forms students by means of project-technological activity in the process of labour training. A modem state of the researched problem of students intellectual development in psychological and pedagogical science has been analyzed, the essence, methods of diagnosing of this individual formation have been revealed on this basis. Project-technolcgical activity is understood as an educational and production experiment which unites two sides of cognitive process: it is the method of training, on the one hand, and the method of intellectual development and practical application of the mastered knowledge and abilities, on the other hand. The complex criteria of diagnostics of students intellectual development in the labour training process are analyzed and grounded. They are the ability to get knowledge, the level of intellectual abilities and intellectual activity. Effectiveness of organizing and methodical conditions of students intellectual development in the process of project-technological activity on the lessons: of labour training with the purpose of stimulation their intellectual activity and formation intellectual abilities has been proved in the work.