Роботу присвячено теоретико-експериментальному дослідженню проблеми формування мотивації педагогічної діяльності у майбутніх учителів музики. Висвітлено стан її розкриття у теорії та методиці їх фахової підготовки; розкрито науково-методичні засади й обґрунтовано педагогічні умови формування мотивації педагогічної діяльності; визначено критерії діагностики стану сформованості означеної якості у майбутніх учителів музики; розроблено методику формування мотивації педагогічної діяльності у процесі фахової підготовки майбутніх учителів музики, сутність якої полягає у закріпленні наявних і формуванні нових мотивів професійної діяльності, усвідомленні її смислу, стимулюванні розвитку теоретичної обізнаності та спрямованості на збагачення досвіду музично-педагогічної діяльності студентів.
Работа посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы формирования мотивации педагогической деятельности у будущих учителей музыки. Осуществлен ретроспективный анализ проблемы формирования мотивации педагогической деятельности, ее значение в педагогической деятельности будущих учителей музыки, исследованы научные подходы к определению понятия “мотивация", ее компоненты и структура, выявлена специфика формирования мотивации у будущих учителей музыки в процессе их профессиональной подготовки. Мотивация педагогической деятельности рассматривается как совокупность устойчивых мотивов (музыкально-педагогического интереса, склонности к обучению детей музыке, соответствующих идеалов и убеждений в необходимости осуществления музыкально-образовательной деятельности, гуманистического мировоззрения), обусловленных внутренней потребностью и ориентированных на целенаправленное музыкально-педагогическое самоусовершенствование. Выявлены педагогические условия формирования мотивации педагогической деятельности у будущих учителей музыки: педагогическое управление процессом формированию мотивации педагогической деятельности у студентов музыкально-педагогических факультетов; повышение уровня музыкально-теоретической подготовленности студентов; обеспечение педагогической направленности специальной подготовки будущих учителей музыки; стимуляция студентов овладевать умениями музыкальнопедагогического самосовершенствования. Взаимосвязь этих условий на каждом из этапов формирования мотивации педагогической деятельности (мотивационно-ценностном, деятельном, аналитико-рефлексивном) положительно влияла на формирование готовности будущих учителей музыки к музыкально-образовательной деятельности. Разработана и апробирована поэтапная методика формирования мотивации педагогической деятельности у будущих учителей музыки, сущность которой заключается в укреплении имеющихся и формировании новых мотивов музыкально-педагогической деятельности, осознании её смысла, стимулирования развития теоретических познаний и направленности на обогащение опыта музыкально-педагогической деятельности студентов. Установлено, что интегрирующим методом формирования мотивации педагогической деятельности у будущих учителей музыки является метод её ценностно-смысловой организации. Его реализация заключается в определении уровня осознания студентом значимости собственной музыкальнопедагогической деятельности; предвидении того личностного смысла, который может иметь для него эта деятельность; определении на этой основе способов и приемов специальной подготовки, в ходе которой будет осуществляться становление, развитие и выражение личностно-смыслового отношения студентов к музыкально-педагогической деятельности. Получила подтверждение предложенная логика формирования мотивации педагогической деятельности: актуализация имеющихся позитивных мотивов, формирование приемов целеполагания, создание новых мотивов, придание им новых качеств. Эффективность разработанной методики мотивации педагогической деятельности у будущих учителей музыки подтверждена экспериментально. Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу о том, что формирование мотивации педагогической деятельности у будущих учителей музыки будет более эффективным, если внедрить соответствующую методику, стимулирующую положительную направленность на обучение.
The work deals with theoretical and experimental research of the problem of future music teachers’ pedagogical activity motivation forming. The state of its development in theory and methodology of their professional training has been revealed: scientific and methodical principles have been shown and pedagogical conditions of pedagogical activity motivation forming have been substantiated; diagnostic criteria of establishing the formation state of the abovementioned quality of future music teachers have been determined; methods of forming pedagogical activity motivation in the process of professional training of future music teachers the essence of which lies in fixing of present and forming of new motives of professional activity, understanding of its sense, stimulation of theoretical knowledge development aiming at enriching of experience of music and pedagogical activity of students.