У дисертаційному дослідженні здійснюється системний аналіз філософської есхатології у світлі соціально-філософського дискурсу XX століття. Визначено основні передумови формування есхатологічних концептів, чинники актуалізації есхатологічної свідомості. Проводиться компаративний аналіз основних положень філософських вчень представників постіндустріального утопізму, а також постмодернізму. Виявлено їх генетичний зв’язок із стародавніми формами есхатології, а також есхатологічними концепціями, представленими у класичній парадигмі, зокрема філософією Г.В.Ф. Гегеля, І. Канта, Ф. Ніцше, М. Гайдеґґера.
В диссертационном исследовании осуществляется системный анализ философской эсхатологии в свете социально-философского дискурса. XX века. Рассматриваются основные предпосылки формирования эсхатологических концептов, а также факторы актуализации и усиления эсхатологического сознания. Доказано влияние особенностей современного восприятия времени на рост желания «остановки истории», как способа трансцендентировать себя в вечность, быть присутствующим при свершении тотального. Кроме того, выделяется и обосновывается ряд других факторов, таких как социокультурный и экологический кризис, которые рассматриваются во взаимосвязи. К катализаторам роста эсхатологических настроений в обществе относится также изменение статуса футурологии (от неясно выраженных пророчеств до отдельной науки) и специфические культурные явления первой половины XX века, такие как fin de siecle и «вечерняя философия». Последний термин используется как следствие авторской интерпретации соответствующих философских взглядов Мартина Хайдеггера. Отдельно рассматривается такой тип эсхатологического дискурса, который выходит за рамки предмета философских дискуссий и приобретает устойчивый характер как часть ментальности восточных славян. Обращается внимание на роль рессентимента в формировании эсхатологизма как черты ментальности. Рессентимент в данном случае играет компенсаторную функцию по отношению к чувству неполноценности на социальном уровне. В диссертационном исследовании выделяется два основных вида философской эсхатологии: «эсхатологическая утопия» и «апокалиптический нигилизм». Каждый из этих видов проанализирован в их генетической связи с классический философией, а также древними формами проявления эсхатологии, такими как хилиазм и утопия. Также раскрыта их сущность и значение, роль, которую такие концепты играют в жизни общества. Так, например, по отношению к «эсхатологической утопии» было выяснено, что этот тип дискурса имеег многоуровневую структуру и хоть сам по себе не выполняет познавательную функцию, стимулирует к открытому диалогу для решения широкого круга острых социальных проблем. А также, на основе анализа постиндустриального утопизма, приводит к пересмотру онтологических оснований таких понятий как «права человека», «нация», «демократия», «государство» и другие. Второе направление дискурса, названное «апокалиптическим нигилизмом» рассматривается под углом исходных предпосылок философии Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера. Высказывается мысль о том, что именно в творчестве этих философов и коренятся основные идейные источники актуальной философии постмодернизма, в том числе эсхатологических представлений. В данном случае апокалиптизм, как некий способ предупреждения человечества об опасности, говорит о консервативности подобной точки зрения. Усиленный пессимизм и те формы, которые выбираются в качестве символического языка, призваны сдержать «общество потребления» от развязности желаний в противовес либерализму, который эти желания развязывает. С другой стороны, именно Апокалипсис (на философском уровне) как высшая форма негации способен свершить ницшеанский проект перехода к активному нигилизму. Другой стороной проблемы является соотношение иллюзорности и реальности в рамках современных эсхатологических идей. Доминирование акцентов на симуляции реальности приводит к подсознательному желанию разрыва оков иллюзорности самым радикальным путем - эпатажным заявлением о конце сущего, которое потеряло свою, какую бы то ни было, ценность. Эсхатологический дискурс в рамках «апокалиптического нигилизма» имеет три основных формы: 1) постмодернизм как постистория (Дж. Ваттимо, Ф. Джеймисон, Ж.Ф. Лиотар); 2) нивелирование должного и сущего, последствием чего является «апокалиптическая пустота», некий миф об отсутствии (Ж. Батай, Ж. Деррида, Ж. Липовецки); 3) «конец истории», который подастся сквозь призму «диалектики желания» и лакановского психоанализа.
Philosophic eschatology is systematically analised in the light of XX century’s social and philosophic discourse in this dissertation research. The basic preconditions of farming of eschatologic concepts and factors of actualization of eschatologic conscience are examined. Comparative analysis of basic positions of philosophers of postindustrial utopism and postmodernism representatives are made. Their genetic connection with ancient eschatology forms and eschatological conceptions represented in classic paradigm, in particular Hegel's, Kant’s, Nietzsche’s and Heidegger’s philosophies, is discovered.