Дисертацію присвячено проблемі формування пізнавальної самостійності студентів педагогічного училища у процесі підготовки до професійної педагогічної діяльності. Проаналізовано і узагальнено стан проблеми в її історичному розвитку; подано аналіз базових понять; виявлено теоретичні засади визначення сутності поняття “пізнавальна самостійність студента педучилища”; розкрито сутність пізнавальної самостійності майбутніх вчителів початкових класів; проведено комплексне дослідження складових пізнавальної самостійності студентів педагогічного училища; охарактеризовано професійні субстрати когнітивно-пізнавального, ціннісно-орієнтаційного, праксеологічного типу; визначено критерії і рівні сформованої пізнавальної самостійності майбутніх вчителів початкових класів; розроблено дидактико-методичний підхід до формування пізнавальної самостійності студентів педагогічного училища та здійснено експериментальну перевірку ефективності його застосування у процесі підготовки майбутнього вчителя.
Диссертация посвящена проблеме формирования познавательной самостоятельности студентов педагогического училища в процессе их подготовки к профессиональной педагогической деятельности. Проанализировано состояние исследуемой проблемы в её историческом развитии.
Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме формирования познавательной самостоятельности студентов педагогического училища позволил дать характеристику разносторонности изучения проблемы формирования познавательной самостоятельности учеников разных возрастных групп. Разные подходы в исследовании познавательной самостоятельности отображают понимание познавательной самостоятельности как интегративной характеристики, как личностных структур, как взаимосвязи личностных черт и познания, как уровень интеллектуального развития личности, как входжение познавательной самостоятельности у познавательную деятельность. Анализ литературы показывает, что познавательная деятельность исследовалась в процесе [процесcе] изучения учебной деятельности, изучения роли личности, в процессе констатирующего и формирующего экспериментов.
Анализ исследований педагогов и психологов по изучению познавательной самостоятельности, к сожалению, не включала изучения познавательной самостоятельности студентов педучилищ в аспекте подготовки к будущей профессиональной деятельности. Поэтому эта проблема требовала, по нашему мнению, специального исследования.
Основываясь на исходных теоретических позициях, гипотезе исследования, мы разработали авторский комплекс диагностического обследования для изучения всех составных познавательной самостоятельности студентов педагогического училища в ходе реализации профессионального образования в целом.
Реализация системы диагностических методик и анализ результатов проведения исследования дали возможность опеределить критерии познавательной самостоятельности студентов педагогического училища: профессиональные качества познавательного характера, ценности профессиональной направленности, профессиональная самоадекватность, проэктирование педагогической деятельности, эмоциональная составная педагогической ситуации, адекватность применения профессиональных знаний. Охарактеризованы три уровня развития познавательной самостоятельности: высокий, средний, низкий.
Обобщающие результаты констатирующего эксперимента показали, что познавательная самостоятельность состоит из зависимых систем, которые мы назвали профессиональными субстратами когнитивно-познавательного, ценносно-ориентационного, праксеологического типа. Профессиональный субстрат когнитивно-познавательного типа включает профессиональные знания и профессиональные качества познавательного характера. Профессиональный субстрат ценносно-ориентационного типа состоит из ценностей профессиональной направленности, которые включают положительные профессиональные ценности, стойкость признаков ориентиров, профессиональный интерес, профессиональную самоадекватность (самопознание, саморегуляция, самооценка). Профессиональный субстрат праксеологического типа предполагает проэктирование педагогической деятельности (постановку и решение педагогических задач, рефлексию) и эмоциональную составную педагогической ситуации, которая включает педагогическую эмпатию, эмоциональную рефлексию, эмоциональность общения.
Результатом диссертационного исследования стала разработка дидактико-методической системы целенаправленного формирования познавательной самостоятельности студентов педагогических училищ путём специально созданной системы педагогических заданий. Формирование компонентов познавательной самостоятельности будущих учителей начальных классов по своей структуре включало влияние на развитие профессиональных субстратов когнитивно-познавательного, ценносно-ориентационного, праксеологического типов.
Даётся количественное и качественное обоснование эффективности формирования познавательной самостоятельности будущих педагогов начальных классов в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Названы направления дальнейшего исследования даной проблемы.
The dissertation is devoted to the problem of formation of recognizing individuality for students of pedagogical school. It is analyzed and made general conclusions concerning state of problem in its historical development, given an analyses of basic notions, vividly shown didactical conditions of development of recognizing individuality for students of pedagogical school; defined criterias, results and leves of formation of recognizing individuality of students of pedagogical school; worked out methodical system of formation of recognizing individuality of students of pedagogical school and done experimental checking up its efficiency and usage in the process of training future teachers.