Дисертація присвячена теоретико-методичному обґрунтуванню та практичній реалізації підготовки майбутніх військових фахівців до професійної діяльності, спрямованої на формування та розвиток професійно орієнтованих умінь курсантів/студентів в процесі навчання фізики в контексті інтеграції фундаментальноїДисертація присвячена теоретико-методичному обґрунтуванню та практичній реалізації підготовки майбутніх військових фахівців до професійної діяльності, спрямованої на формування та розвиток професійно орієнтованих умінь курсантів/студентів в процесі навчання фізики в контексті інтеграції фундаментальної Результати педагогічного експерименту в дисертаційному дослідженні підтверджені використаними методиками статистичної обробки даних.
Диссертация посвящена теоретико-методическому обоснованию и практической реализации подготовки будущих военных специалистов к профессионально-творческой деятельности, направленной на формирование и развитие профессионально ориентированных умений курсантов/студентов в процессе обучения физики в контексте интеграции фундаментальной и профессиональной подготовки в высших военных учебных заведениях на примере лабораторных работ профессионального направления. В диссертации обосновано важность сочетания фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплин уже с начала обучения в высшем военном учебном заведении.
Обосновано, что в условиях быстрого роста достижений научно-технического прогресса и требований государства изменяются требования к выпускникам высших военных учебных заведений соответственно направлениям подготовки. А преподавание дисциплин фундаментального цикла, к сожалению, не учитывает в современных условиях направленности на будущую профессию. И выполнение лабораторных работ по физике курсантами/студентами без учета профессионального содержания формирует достаточно органиченное количество как общеобразовательных, так и профессионально направленных исследовательских умений и навыков работы в лаборатории. Это указывает на то, что не все необходимые для дальнейшего обучения знания и умения отображаются через практическую деятельность курсантов/студентов. Поэтому дидактический материал дисциплины должен быть усовершенствован согласно указанных аспектов, то есть в содержании лабораторных работ дисциплины должна учитываться направленность на процесс изучения дисциплин специальных курсов подготовки курсантов/студентов. А так как практические умения и навыки лучше всего формируются и развиваются именно в процессе выполнения лабораторных работ по физике, то в данном направлении и проводилось исследование. Было исследовано и выделено основные знания и умения, которые формируются у курсантов/студентов в процессе4 обучения дисциплине фундаментального цикла «Общая физика» и есть базовыми для изучения цикла дисциплин специальной подготовки специалистов военной отрасли; знания и умения было изучено отдельно для каждого из направлений подготовки: «Радиотехника», «Электротехника и электротехнологии», «Системная инженерия», «Телекоммуникационные системы и цепи» .
Направленность экспериментальной системы обучения курсантов/студентов ориентирована на развитие именно тех знаний, умений и навыков, которые отображают четкую картину базовой основы фундаментальных знаний по физике и непосредственно указывают их важность для дальнейшего обучения и практической деятельности по специальности. Предложенная методика предусматривает использование компетентностного подхода в формировании и разработке профессионально ориентированных заданий к лабораторным работам соответственно направлению подготовки курсантов/студентов. Для этого было исследовано перечень всех дисциплин специальных курсов подготовки курсантов/студентов и выделено знания и умения, приобретенные в результате изучения физики, для каждой из дисциплин специальной подготовки. Поэтому было разработано методику экспериментального обучения, в следствии которого было определено, что уровень профессиональной компетентности курсантов/студентов контрольной группы есть низшим в сравнении с уровнем профессиональной компетентности экспериментальной группы.
Анализ результатов диссертационного исследования определил высший уровень формирования профессионально ориентированных знаний по физике курсантов/студентов экспериментальных групп по направлениям подготовки «Радиотехника», «Системная инженерия», «Электротехника и электротехнологии», «Телекоммуникационные системы и сети» и повышение мотивации к изучению дисциплин фундаментального цикла на примере дисциплины «Общая физика». Полученные результаты свидетельствуют об еффективности [эффективности] и целесообразности проведеного [проведенного] исследования: повысился как общий уровень знаний, умений и навыков дисциплины фундаментального цикла «Общая физика», так и уровень осознанности относительно необходимости ее изучения курсантами/студентами для дальнейшего обучения в высшем военном учебном заведении при изучении дисциплин специальных курсов подготовки, а также будущей профессиональной деятельности; значительно повысился уровень познавательной активности курсантов/студентов в процессе изучения «Общей физики».
Установлено, что предложенная методика формирования и развития профессиональных качеств курсантов/студентов при выполнении лабораторных работ по физике с учетом профессиональной направленности способствует повышению уровня знаний и умений дисциплины «Общая физика» и ориентирует учащихся уже с первых лет обучения на практическую деятельность в соответствии с направлением подготовки.
Выводы педагогического эксперимента в диссертационном исследовании подтверждены использованными методиками статистической обработки результатов.
Dissertation is devoted to teoretiko-methodical to the ground and practical realization of preparation of future soldiery specialists to to professionally creative activity, directed on forming and development of the professionally oriented abilities of students/students in the process of studies of physics in the context of integration of fundamental and professional preparation in higher soldiery educational establishments on the example of laboratory works of professional maintenance. In dissertation grounded importance of combination of fundamental and professionally oriented disciplines already from the first years of studies in higher military educational establishment which is a constituent in forming and development professionally of meaningful qualities of students/students.
Conclusions pedagogical experiment in this thesis confirmed the methodology used to statistical processing of results.