Дисертаційне дослідження присвячене актуальній проблемі формування економічних понять в учнів основної школи на уроках трудового навчання. Виходячи з тенденцій модернізації національної освітньої галузі, визначено роль та місце економічної підготовки учнів, а також сучасний стан і перспективи її розвитку. На основі аналізу філософської, психолого-педагогічної та методичної літератури з’ясовано стан дослідженості проблеми в теорії і педагогічній практиці, здійснено теоретичне узагальнення проблеми формування в учнів економічних понять та підтверджено її актуальність на сучасному етапі розвитку освіта, а також розкрито сутність і структуру економічних понять, шляхи їх формування в учнів основної школи. У роботі виявлено педагогічні умови та розроблено структурно-функціональну модель формування в учнів економічних понять на уроках трудового навчання. Експериментально підтверджено ефективність методики та педагогічних умов формування економічних понять в учнів 5 - 9-их класів на уроках трудового навчання.
Диссертация посвящена актуальной теме формирования экономических понятий у учащихся 5-9 классов на уроках трудового обучения. В исследовании понятия, в том числе экономические, рассматриваются как определенная совокупность обобщенных рассуждений о предмете (например, экономическом явлении), вследствие чего последний запечатлевается в человеческом воображении со всеми имеющимися признаками, связями и зависимостями. Выяснено, что процесс формирования экономических понятий - это сложное структурно-функциональное взаимодействие разных учебно-воспитательных подсистем, детерминированное содержанием экономического образования и педагогическими условиями, которые реализуются в дидактической среде благодаря специально отобранным методам, приемам, формам, средствам. Определены три этапа формирования у учащихся экономических понятий - начальный, средний и завершающий. На основе анализа современного состояния школьной практики выявлены роль и место экономического образования учащихся, предопределенного глубинными социально-экономическими изменениями в жизни современного общества. Выяснен объем экономических понятий, содержащийся в школьных учебных предметах, прежде всего в трудовом обучении, проанализированы источники их возникновения и дидактические рычаги формирования. Экспериментально доказано, что эффективность формирования у школьников экономических понятий зависит от реализации ряда педагогических условий: готовности учителя технологий к осуществлению целеустремленной педагогической деятельности по формированию экономических понятий у учащихся основной школы; наличия экономической составляющей в содержании учебно-познавательного материала по трудовому обучению; сочетания эмоционального и рационального факторов на уроках трудового обучения; совместного обсуждения путей решения техникотехнологических задач с точки зрения их рациональности и экономической целесообразности; выполнения учебных заданий на проведение элементарных экономических расчетов и оптимизацию проектно-технологических решений; организации самостоятельной проектно-технологической деятельности; создания возможностей для самоутверждения школьников путём экономически эффективной производительной деятельности в школьных мастерских; диагностирования уровня и качества сформированных экономических понятий, усвоенных проектных и технико-технологических знаний, а также практических умений учащихся. Разработана структурно-функциональная модель формирования экономических понятий у учащихся основной школы на уроках трудового обучения, которая включает цель, содержание экономического образования и его компоненты (гносеологический, ориентационно-ценностный и праксеологический), педагогические условия, дидактическую среду и результативность этого процесса. Определены критерии, показатели, а также уровни формирования экономических понятий школьников на уроках трудового обучения (низкий, средний, достаточный, высокий). Экспериментально проверена методика формирования экономических понятий у школьников на уроках трудового обучения, благодаря внедрению которой уровень формирования исследуемого феномена у учащихся экспериментальных классов был более высоким по сравнению с контрольными классами.
The thesis is devoted to the problem of making economic meaning at pupils of secondary school at the lessons of applied art. According to the trends of modernization of national educational system we define the role and place of pupils’ economic training and also its permanent state and perspective of its development. We analyze literature on philosophy, psychology and pedagogy and have found out the researched problem in the theory and practice of pedagogy. The thesis also elucidates the theoretic basis of making economic meaning at pupils. We also prove its importance in development of modem educational system. The thesis reveals contents and structure of economic terms and the ways of its meaning making at secondary school pupils. The pedagogic conditions and creation of structural and functional model of making economic meaning at pupils of secondary school at the lessons of applied art is elucidated. We have proved experimentally the efficiency of methods and pedagogic conditions of making economic meaning at pupils of 5 -9 th forms of secondary school at the lessons of applied art.